Воскресенье, 19.05.2024
Сетевая методическая копилка
Меню сайта
Категории каталога
Управленческая деятельность [8]
Воспитание [18]
Соцпартнёрство [5]
Общеобразовательные дисциплины [9]
история профобразования [0]
Спецдисциплины [9]
Копилка опыта [6]
Главная » Статьи » Управленческая деятельность

Обновление деятельности научно-методической службы Юргинского технологического колледжа в условиях развития образовательного учреждения

Обновление деятельности научно-методической службы Юргинского технологического колледжа

в условиях развития образовательного учреждения

 

Лариса Владимировна Шарапова – заместитель директора по научно-методической работе

                                                            Юргинского технологического колледжа

 

В нашей стране практически в течение одного десятилетия произошли две «тихие» революции, которые повлекли за собой смену политического строя, правовой системы, экономического уклада государства. Очевидно, что этим трансформациям должны соответствовать новые ценности, стиль поведения, личностные качества. Высокая рыночная динамика, конкурентная среда требуют постоянного обновления профессиональных умений и навыков, совершенствования содержания и способов обучения, перестройки традиционной модели методической службы в образовательных учреждениях и методической работы. Из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

«Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов…».

В Юргинском технологическом колледже создана своя структура научно- методической службы по «функциональному принципу».

В основе данной модели  лежит цепочка:

- потребности педагогов и управленцев;

- цели научно-методической службы;

- основные направления деятельности;

- структурные элементы.

 

Наше видение модели Научно-методической службы

«по функциональному принципу».

 

            Прежде всего реализация главной задачи российской образовательной политики «… Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства…».

Исходя из этого, мы выстраиваем свою работу следующим образом.

Методическая тема: «Творческая атмосфера обучения и воспитания студентов – путь к повышению качества знаний и самосовершенствования личности».

Цель: «Создание развивающего пространства для деятельности субъектов образовательного процесса с целью обучения и воспитания творческой и конкурентоспособной личности».

Задачи:

1.       Обеспечение получения полноценного и качественного образования, адекватного современным общественным потребностям.

2.        Совершенствование содержания, методики обучения и воспитания.

3.       Создание условий для реализации многообразия образовательных потребностей студентов, обеспечивающих профессиональную подготовку и профессиональное самоопределение.

 

Основные направления деятельности:

1. Научно-методическое обеспечение содержания образования в соответствии с ГОС СПО второго поколения.

2. Повышение педагогического мастерства преподавателей, мастеров  производственного обучения.

3. Совершенствование содержания образовательного процесса и методики обучения.

4.  Развитие исследовательской деятельности студентов.

5. Взаимодействие и сотрудничество педагогического и студенческого коллективов.

6. Трансляция педагогического опыта.

 

Структурные элементы научно-методической службы:

 

- Педагогический совет                          (управленческая функция)

- Научно-методический совет

- Методический кабинет                       (технологическая функция)

- Педагогическая мастерская               (информационная, проектировочная, обучающая

                                                            функции)

- Проблемные группы                          (научная и технологическая функции)

- Лаборатория «Мысль»                       (аналитическая, планово-прогностическая

                                                             функции)

- Лаборатория создания видеофильмов (информационная, обучающая функции)

- Информационно-вычислительный центр (планово-прогностическая функция)

- Информационно-издательский центр (информационная функция).

            Практика показала, что свою деятельность научно-методическая служба должна выстраивать исходя из единого интегрированного плана ЮТК существование которого без методической «начинки» невозможно и именно методическое  планирование является связующим компонентом учебного плана работы колледжа.

В недалеком прошлом методическая работа понималась, как  нечто отдельное, особое в учебной работе. Она как бы существовала сама по себе, работала на себя…

Наступило время пересмотреть отношение к организации и содержанию методической работы. Методическое содержание должно определяться проблематикой профессионального образовательного учреждения, а организация – возможностью  внедрения методических разработок в жизнь. Чтобы методическая работа была успешной необходима ее централизация в лице заместителя директора по научно-методической работе. Такая должность в Юргинском технологическом колледже есть, под его руководством научно-методическая служба определяет содержание всей методической работы колледжа.
В колледже используются следующие формы методической работы: индивидуальные, групповые, коллективные.

 Формы методической работы в ЮТК

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

- работа над методической темой

- самообразование

- консультации

- открытая педагогическая мастерская

- педагогические  стажировки

- курсы повышения квалификации

 

- работа проблемных групп

- школа повышения педагогического мастерства

- теоретические семинары

- практические семинары

- семинары-тренинги по различным психолого-педагогическим проблемам

- дискуссии

- педагогические советы

- научно-методические советы

- научно-практические, педагогические конференции

- конкурсы профессионального мастерства

- педагогические чтения

- обсуждение новейших педагогических методик, технологий, достижений науки, открытых занятий, авторских программ, учебных пособий (круглые столы, деловые и ролевые игры)

 

            Методическая работа в колледже осуществляется в русле следующих аспектов: деятельностного, содержательного, организационного, управленческого.

            Конечным результатом является создание творческого коллектива педагогов – единомышленников.

 

Практическая реализация модели научно методической службы ЮТК

«по функциональному принципу»

 

Педагогический совет. В колледже ежегодно по плану проходит 4-5 педагогических совета. В последнее время стараемся отходить от традиционных методов, стремимся использовать групповые формы работы.

Вопросы педагогических советов разнообразны:

            - Организация учебно-методического обеспечения дисциплин в воспитательно-образовательном пространстве ЮТК;

- Научно-исследовательская работа студентов, как направление модернизации системы профессиональной подготовки специалистов;

- Новые педагогические технологии, основа качественной подготовки специалистов.

Научно-методический совет. Являясь подотчетным  педагогическому совету колледжа, научно-методический совет планирует и организует всю методическую работу. На научно-методическом совете рассматриваются вопросы требующие анализа учебно-воспитательной работы. Таким образом, определяется тенденция преобразования административного контроля в методический, создающий условия для  творческого педагогического поиска.

Методический кабинет. Это прежде всего анализ деятельности педагогов и управленцев  в соответствии с разнообразными критериями, оформление педагогического опыта, разработка механизма трансляции педагогического и управленческого опыта. В результате творческой деятельности педагогического коллектива в Методическом кабинете накоплен богатый методический материал для самообразования педагогов.   При содействии Информационно-вычислительного центра, лаборатории создания видеофильмов, информационно-издательского центра колледжа был проведен  анализ информационных запросов педагогов и управленцев, обработаны результаты анализа.

Общий итог: создание на основе компьютерной техники справочно-информационного фонда передового педагогического опыта, аттестации педагогических работников колледжа, данные о повышении квалификации инженерно-педагогических работников. Систематизирована учебно-нормативная документация, педагогическая и методическая литература, литература по спецпредметам, учебники, периодические издания, имеется фонд учебных видеокассет, учебных фильмов.

Большую помощь в проведении методической работы оказывают предметно-цикловые комиссии:

- дают рекомендации по изменению структуры и содержания учебных курсов и образовательных программ;

- разрабатывают методические  рекомендации педагогов, студентов, организуют работу по их освоению;

- организует работу методических семинаров для педагогов;

- принимают участие в организации и разработке содержания исследовательской работы.

Проблемные группы.  В рамках модели научно-методической службы ЮТК нашли должное место проблемные группы – это своего рода творческие лаборатории,  созданные для решения проблемы, актуальной для отдельных педагогов и для учебного заведения в целом.

В колледже созданы и работают группы по следующим проблемам:

- «Отработка педагогических технологий развивающего типа»;

- «Совершенствование самостоятельной работы студентов средствами инновационных педагогических технологий»;

- «Совершенствование форм контроля, уровня обученности студентов».

В состав проблемных групп входят преподаватели различных специальностей, изъявившие желание работать и совершенствовать свой профессионализм по той проблеме, к которой они проявляют интерес. Также в составе группы есть молодые педагоги, которые имеют как профессиональные затруднения так и  интерес к проблеме. В данном случае научно-методическая служба ЮТК исходит из принципиальной позиции – не следует подавлять инициативу преподавателей, желающих вести творческую исследовательскую работу по интересующей их проблеме.

 

Как определяется проблема группы по которой предстоит работать?

 

В результате диагностирования педагогического коллектива. Далее перенос итогового анализа по диагностированию в программу развития методической деятельности.  Далее анкетирование. Результаты анкеты заносятся в диагностические карты наблюдения за деятельностью педагога. К важным элементам диагностического инструментария  в колледже относят  наблюдение за деятельностью педагога (например, результаты анализа занятий, собеседования, творческие отчеты, разработки методических материалов). Результаты данных наблюдений также заносятся в диагностическую карту.

Таким образом, определяются проблемы, по которым необходимо создавать группы и начинать работать. Руководителями проблемных групп назначены высококвалифицированные преподаватели. Контроль за работой проблемных групп возлагается на заместителя директора по научно-методической работе. Для слушателей проблемных групп характерно неформальное общение, минимум заседаний, так как главное внимание они должны  уделять поисковой работе.

 

Каковы основные формы занятий (заседаний)

проблемных микрогрупп в ЮТК?

 

1.  Теоретические семинары;

2.  Семинары-практикумы;

3.  Диспуты, дискуссии;

4. Обсуждение взаимопосещенных уроков, разработки уроков, обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации к его  распространению и внедрению;

5.  Конкурсы, педагогические чтения, научно-практические конференции. 

 В практику работы групп вошло проведение психолого-педагогических практикумов. В колледже функционирует  Психолого - валеологический центр, который имеет в своем штате психолога, валеолога, социального педагога, физиолога.

Наличие такого центра и высококвалифицированных специалистов позволяет на занятиях создать атмосферу неформального общения, раскованности и каждый участник такого семинара получает возможность ознакомиться с новейшими достижениями психолого-педагогической науки, передовым педагогическим опытом и заявить  о своей позиции.

            В результате их взаимной деятельности преподаватель выходит на новый профессиональный уровень и следовательно взаимодействие  в системе «Преподаватель-студент» дает эффективные результаты обучения и воспитания.

            Лаборатория вычислительной техники: это составляющая информационно-вычислительного центра ЮТК. Как структурный элемент научно-методической службы колледжа, лаборатория оказывает большую помощь преподавателям в создании учебно-методического комплекса. Для нас актуальны слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Если Вы хотите чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение  уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования».

Преподавателями колледжа созданы:

- Система оперативного контроля и оценки знаний студентов;

- Обучающе-контролирующая программа по вычислениям интегралов;

- Программа «Расчет технико-экономических показателей технологических процессов швейного производства»;

- Создается электронный учебник «Цифровая и микропроцессорная  техника»;

Огромная работа по созданию УМК ведется преподавателями колледжа через лабораторию создания видеофильмов:

- видеофильм «Хлеб»

- видеоролики «Технологические приемы», «Исторические костюмы»;

- видеофильм «Сервировка стола» и т.д.

Большой вклад в грамотном оформлении учебно-методического комплекса, т.е. соответствие требованиям Госстандарта, оказывает лаборатория метрологии и стандартизации.

Научно-методическая служба колледжа проводит ежегодно выставки, смотры-конкурсы, которые вдохновляют преподавателей и мастеров производственного обучения заниматься методической работой. (выставка методических идей «Всегда в поиске»).

            Каждый знает, что похвала – самый эффективный моральный стимул, и мы часто используем ее. Но в колледже разработана система материального стимулирования методической работы преподавателей согласно локального Положения «О научно-методической работе педагогических работников ЮТК».  Она оценивается в баллах и оплачивается преподавателю два раза в год. 

  Лаборатория «Мысль» - это проектно-исследовательская структура в рамках научно-методической службы.

В задачи нашей лаборатории входят:

- разработка программы деятельности образовательного учреждения;

- разработка нормативной и методической документации;

- проблемно-ориентированный анализ деятельности ЮТК;

- описание и формирование результатов опытно-экспериментальной деятельности.

Педагогическая мастерская.

            В нашем понимании педагогическая мастерская – это трансляция педагогического мастерства, подготовка и переподготовка  педагогов к осуществлению педагогической деятельности нового типа, подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности.

            В деятельности педагогической мастерской значительное место уделяется проведению нетрадиционных видов занятий: семинар-теоретическая конференция, лекция- визуализация, бинарные уроки, уроки встречи.

            В своей образовательно-воспитательной деятельности преподаватели используют элементы педагогических технологий:

            - обучение в сотрудничестве;

            - технология разноуровневой дифоренциации;

            - технология проектного обучения;

            - технология проблемного обучения;

            - технология программированного обучения;

            - игровые технологии;

            - технология коммуникативного обучения иностранной культуре;

            - компьютерные технологии обучения;

            - модульная технология.

В колледже отлажена и эффективно действует система повышения квалификации преподавателей. Применяемые формы совершенствования профессионально-педагогического уровня преподавателей весьма разнообразны:

- обучение в аспирантуре;

- соискательство;

- курсы повышения квалификации (г. Кемерово, г. Новосибирск, г. Москва).

            - педагогическая стажировка в высших учебных заведениях (Кемеровский   технологический институт пищевой промышленности, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Новосибирский технологический институт Московского государственного университета дизайна и технологий);

- школа повышения педагогического мастерства.

             В основном посещают молодые специалисты, которые творчески подходят к делу, но пока не достигли уровня высокого мастерства, который дается опытом, стажем. Молодые преподаватели изучают технологию современного урока, лекционно-практических занятий, современные технологии  обучения в профессиональном образовании;

 - обучающие методические семинары;

- выпуск информационно-методических бюллетеней в газете колледжа «Лицеист»;

- аттестация – в течение 2004-2005 уч. года всего аттестовано 42 преподавателя, 87 % из числа аттестованных на высшую и первую квалификационные категории.

Нельзя не согласиться с мнением «Если преподаватель не ведет активной научно-исследовательской работы, то он не может успешно на уровне современных требований и технологий обучать уже потому, что не видит проблем, и не испытывает сомнений и неясностей, вслед за ним не испытывают сомнений и студенты…».

            Одним из важных направлений совершенствования научно-методической работы в колледже является исследовательская деятельность преподавателей и студентов. В качестве преподавателей работают 4 кандидата технических наук, 1 кандидат философских наук, 9 соискателей на получение степени кандидата педагогических наук, 1 преподаватель в течение 2005-2006 уч. года выходит на защиту кандидатской диссертации на получение степени кандидата философских наук. Как  преподаватели, так и мастера производственного обучения являются руководителями студентов по исследуемой проблеме.

В колледже создано 4 студенческих научных общества, координирует их работу совет студенческих научных обществ.

 

Основными направлениями НИРС являются:

- учебно-исследовательская работа;

- научно-исследовательская работа;

- научно-техническое творчество студентов.

В течение учебного года в колледже функционирует обучающий семинар «Технология развития научно-исследовательской деятельности».

Студенчество колледжа активно сотрудничает с ВУЗами Сибирского региона.

Стало традицией проведение студенческого смотра-конкурса «И мастерство и вдохновенье», студенческих научно-практических конференций, а так же конференций всероссийского уровня Подтверждением сказанному является  конференция «Образование для новой России: опыт, проблемы, перспективы» (апрель 2005 г.).

По итогам конференции были опубликованы в материалах  конференции  статьи и тезисы 16 студентов, 41 преподавателя колледжа.

В заключении следует отметить, что качество подготовки специалистов напрямую зависит от профессиональной компетентности преподавателя – интегральной характеристики личности, выражающейся в способности (преподаватель может) и готовности (преподаватель хочет) формирующихся на основе квалификации и профессионального опыта. Мы полагаем, инженерно-педагогический коллектив ЮТК  способен и готов выпускать высококлассных  специалистов для  различных отраслей экономики Российской Федерации выводя наших студентов на следующий уровень образования XXI в.

Категория: Управленческая деятельность | Добавил: krirpo (14.01.2008)
Просмотров: 4485 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz