Воскресенье, 24.11.2024
Сетевая методическая копилка
Меню сайта
Категории каталога
Управленческая деятельность [8]
Воспитание [18]
Соцпартнёрство [5]
Общеобразовательные дисциплины [9]
история профобразования [0]
Спецдисциплины [9]
Копилка опыта [6]
Главная » Статьи » Управленческая деятельность

Анкетный опрос «Преподаватель глазами студента» как средство формирования имиджа педагога

Анкетный опрос «Преподаватель глазами студента»

как средство формирования имиджа педагога

Сорокина Л. Л., педагог-психолог Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Прокопьевский электромашиностроительный техникум» (ГОУ СПО ПЭМСТ)

 e-mal:PEMST 2002@RAMBLER.RU

Одним из средств повышения эффективности образования многие ученые рассматривают рост личности педагога.

Актуальность и значимость проблемы формирования имиджа педагога в современных условиях развития образования и общества недооценить трудно. Проблема имиджа педагога является актуальной в условиях развития субъект-субъектных отношений, когда личность, ее качества становятся основой взаимоотношений. Именно этой стороне педагогической деятельности сейчас  уделяется все большее внимание.

Термин «имидж» широко трактуется, но надо отметить, что до сих пор нет однозначного его толкования. В своей работе мы опирались на понятие В. Н. Черепановой: «Имидж – это целенаправленно сформированный интегральный, целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием и взаимопроникновение внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, призванный обеспечить гармоничное взаимодействие субъекта с природой, социумом и самим собой».

При рассмотрении структуры имиджа, мы придерживались точки зрения В. М. Шепеля, который выделял следующие группы качеств, составляющих его относительно статичное ядро:

1.       природные качества (коммуникабельность – способность легко сходиться с людьми; эмпатичность -  способность к сопереживанию; рефлексивность – способность понять себя и другого человека; красноречивость – врожденная способность воздействовать словом и т.д.);

2.       характеристики личности как следствие образования и воспитания (нравственные ценности, психическое здоровье, владение техниками общения, упреждение конфликтов и др.);

3.       качества личности как следствие жизненного и профессионального опыта (мудрость, компетентность, деловитость и т.п.).

Мы изучили следующие функции имиджа: коммуникативная, информационная, эмотивная, креативная, воспитательная, адаптивная и т.д.

Задавая в аудитории педагогов вопрос: «Какой имидж важнее – личностный или профессиональный?», чаще всего слышишь: «Конечно профессиональный». Профессиональный имидж – мнение, которое формируется о человеке как о специалисте в своей области, профессионале. Личностный имидж – мнение, которое формируется о человеке на основе его индивидуальных характерологических, не имеющего прямого отношения к социальной роли человека, качествах. Идеальным вариантом является сочетание «положительного» личностного имиджа и профессионального имиджа.

В наше время встречается несколько подходов к рассмотрению структуры имиджа, которых объединяет выделение личностных или нравственно-психологических и профессиональных составляющих имиджа (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексия, владение техниками общения, толерантность, компетентность, грамотность речи, креативность, организаторские способности и т. д.). Существует практика использования тестов, позволяющих оценить уровень развития подобных характеристик, являющихся основой позитивного имиджа. В психолого-педагогической литературе также описывается опыт изучения имиджа педагога на основе социально-ролевых характеристик этого феномена.

Особенности имиджа педагога могут также определяться связью со стилем педагогического руководства через определение факторов стиля педагогического руководства. Приводимая методика позволяет судить о степени овладения педагогом нравственными установками, умениями открытого личностного общения, методами сотрудничающего руководства, опосредованно влияющих на формирование имиджа. При низком показателе индекса сотрудничества педагога общеобразовательной школы им рекомендуется пройти тренинг общения и заняться изучением психологии подросткового возраста.

Кандидат педагогических наук В. Н. Черепанова предложила проранжировать  список профессионально значимых качеств педагогов общеобразовательных школ. На первое место обучающиеся поставили желание изменить мир к лучшему, тогда как в списке тех характеристик, которые выбирали сами педагоги, оно отсутствует. На втором месте оказался современный имидж педагога, у педагогов он лишь на восьмом месте. На четвертое место обучающиеся поставили доброжелательность. У педагогов данный показатель оказался за пределами десяти значимых.

В психолого-педагогической литературе упоминаются исследования, проводимые в ВУЗах, по определению значимости профессиональных качеств преподавателя с точки зрения субъектов образовательного процесса. Анализируя эти исследования, делается вывод, что студенты высоко ценят чувство юмора педагогов, тогда как сами педагоги не придают большое значение данному качеству, позволяющему выходить из ряда сложных педагогических ситуаций. Чувство справедливости, которое обучающиеся студенты ставят на третье место, у педагогов оказывается лишь на последнем месте. Результат исследования лишь подтверждает мнение, что для обучающихся прежде всего значимы личностные характеристики педагога и только потом профессиональные.  Это особенно важно, т.к. степень влияния педагога на личностное становление обучающихся прямо пропорциональна оценке обучающимися  как личностного, так и профессионального имиджа педагогов.

В государственном образовательном учреждении «Прокопьевский электромашиностроительный техникум» существует трехлетняя практика проведения анкетного опроса «Педагог глазами студента». Данное анкетирование является одной из форм оценки квалификации преподавателей, рекомендованных проректором ИПР СПО И. П. Пастуховой.

Анализ результатов диагностики показал, что у педагогов со стажем достаточно высоко развито умение изложить материал ясно, доступно, разъяснить сложные места; они обладают высокой культурой и нормальным темпом речи, четкостью дикции, приемлемым уровнем громкости голоса. Молодых педагогов отличают доброжелательность и такт по отношению к обучающимся, что вероятно связано с  более выраженным поощрением творчества, инициативы и неординарных решений студентов. Умение вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету имеет одинаковый показатель как у педагогов – мэтров, так и у молодых педагогов. К сожалению, в обеих группах наименьшее количество баллов набрала такая характеристика, как умение снять напряжение и усталость аудитории.

После обработки полученных показателей анкетного опроса каждый педагог имеет возможность письменно и индивидуально узнать свои общие баллы, баллы по отдельным группам и сопоставить их с результатами предыдущего года. На этапе рефлексивного анализа полученных материалов проводятся индивидуальные консультации с психологом по формированию имиджа педагога и повышению его психолого-педагогической компетентности.

В ходе консультаций у педагога формируется более полное представление о восприятии обучающимися его как личности и профессионала, происходит осознание педагогом положительных и отрицательных сторон педагогической деятельности. Обсуждаются неэффективные способы педагогического воздействия: негативная критика и угрозы, коммуникация, не оставляющая выбора; проявление превосходства и неправильный диагноз мотивов поведения обучающегося, категоричность оценки и стереотипность мышления. Предлагается более частое использование приемов, опосредованно влияющих на формирование позитивного личностного и профессионального имиджа педагога: просьба и совет, предоставляющие возможность быть самостоятельным и сопоставить индивидуальный выбор с социальным предписанием. Рекомендуются доверительная беседа и акцент на достоинствах; учет экстравертированности и интровертированности обучающихся, уровня нейротизма и предпочитаемого канала восприятия. Педагог овладевает приемами психологических настроек в учебном процессе, приемами психофизиологической саморегуляции и педагогической эмпатии.

Категория: Управленческая деятельность | Добавил: krirpo (14.01.2008) | Автор: ГОУ СПО ПЭМСТ
Просмотров: 4740 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz