Суббота, 18.05.2024
Сетевая методическая копилка
Меню сайта
Категории каталога
Управленческая деятельность [8]
Воспитание [18]
Соцпартнёрство [5]
Общеобразовательные дисциплины [9]
история профобразования [0]
Спецдисциплины [9]
Копилка опыта [6]
Главная » Статьи » Воспитание

Учим на чужих ошибках

Учим на чужих ошибках

 

Жалуманов А.К., заместитель директора по БЖ ГОУ НПО ПУ-55

Друговская О.И., социальный педагог ГОУ НПО ПУ-55

 

В последние годы наблюдается тенденция роста преступлений и правонарушений среди молодежи. Преступность становится все более молодой, более дерзкой и жестокой. Статистика свидетельствует: каждое девятое уголовное преступление в России совершают подростки, криминальная активность детей опережает взрослую. Поэтому в наше время профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних становится особенно актуальной.

Не случайно по инициативе губернатора Кемеровской области А.Тулеева 2007 год в Кузбассе объявлен годом семьи. Это связано, в первую очередь, с демографическим кризисом и ростом правонарушений среди несовершеннолетних. Сокращение рождаемости, увеличение числа детей-инвалидов, рост подростковой наркомании и алкоголизма, безнадзорности, «социального» сиротства и, как следствие, увеличение численности несовершеннолетних правонарушителей – всё это результат современного экономического и духовного кризиса в стране.

Беседуя с обучающимися подучетной категории «склонным к правонарушениям», всё чаще можно заметить их интерес к жизни криминальной части населения, браваду знанием так называемых «понятий» криминального мира. И самое печальное, что эти правила поведения в преступной среде начинают в той или иной мере проявляться во взаимоотношениях между обучающимися.

Для некоторых подростков группы риска тюремная жизнь овеяна каким-то ореолом романтики. То, что услышано в подворотне, в подъезде, на какой-то «тусовке» подростков от далеко неправопослушного сверстника, тем более побывавшего в местах лишения свободы или местах предварительного заключения, впитывается в них как в губку.

Часто задаём им вопрос: «Куда вы идёте, к чему стремитесь? Задумайтесь, что вас ждёт впереди?». Не бывали в этой среде, не видели и не прочувствовали на себе этой жизни, но верят в преступную «романтику» и подражают вслепую. Значит, надо открывать глаза заблуждающимся до того, как они попадут в места не столь отдалённые.

В нашем училище активно проводится работа с обучающимися, склонными к правонарушениям. Одной из целей этой работы является стремление удержать этих подростков от рокового шага в жизни, не дать им переступить черту, за которой уже стоит настоящая уголовная ответственность, ждёт их тюрьма.

 

По ту сторону забора

Инициатива показать исправительное учреждение определенной категории обучающихся исходила от старшего инспектора подразделения по делам несовершеннолетних майора милиции Юрась И.Г., активно поддержала её заместитель директора по УВР Гриневич О.С. Нашли мы поддержку и у директора Баринова В.Д. Не скроем, были и сомнения. Все-таки еще дети, а мы их - на экскурсию в тюрьму. Но, тем не менее, решение было принято в педагогическом коллективе положительное. И работа началась.

Администрация исправительной колонии отнеслась к нашей просьбе организовать экскурсию для обучающихся с пониманием. И хотя подобные мероприятия им доставляют лишние хлопоты, но, тем не менее они пошли нам  навстречу. Специально для этого мероприятия были подобраны сотрудники, способные доходчиво и убедительно довести нужную информацию. С ними был разработан подробный план экскурсии, согласованы сроки, были учтены наши пожелания того, что показать подросткам в колонии.

Проводилась подготовительная работа и в училище. Во-первых, были намечены первые двенадцать кандидатур. При этом в обязательном порядке было желание самого учащегося и согласие родителей. Кандидатуры экскурсантов намечались совместно с мастерами производственного обучения и классными руководителями.

Назначенный день настал. Вместе с инспектором сопровождаем группу на экскурсию. Проводим короткую анкету с одним  вопросом: «Что бы вы хотели увидеть в колонии?». Встречались в общем-то несерьёзные ответы. К примеру: «Вора в законе» и т.п. На площадке перед контрольно-пропускным пунктом еще были слышны шутки, смешки, чувствовалась легкая возбужденность.

И вот мы на КПП. Три металлические двери, открывающиеся только по одной, лязг электрозамков, проверка документов, предупреждение часового о запретах на территории колонии, проход по зарешёченному коридору. Группа оказывается на площадке, с которой, куда ни глянь, видны лишь высокий бетонный забор, контрольно-следовая полоса, ограждение из колючей проволоки и вышки с часовыми.

Только что пройденная процедура и увиденная панорама впечатляет сразу. Объявление сотрудника колонии о том, что передвижение по территории строем, выполняется без раздумий.

Группа посетила общежитие для осуждённых, где проживает около 100 человек, в спальном помещении кровати расположены в два яруса. Есть, что сравнить с домашними условиями. Заостряли внимание на том, как лишённые свободы и оторванные от семьи, от дома люди стремятся возле своей кровати, в своём уголке создать элементы уюта, разместить фотографии людей, о которых скучают.      

Побывали и в столовой. Столы на 10 человек, с двух сторон возле каждого - скамейки, самая простая посуда и столовые приборы (только алюминиевая ложка). Небогатое по выбору меню, а точнее - отсутствие выбора.

Наиболее сильное впечатление произвело на экскурсантов посещение места содержания нарушителей режима – штрафного изолятора. Название говорит само за себя: отдельно стоящее здание, обнесённое забором с колючей проволокой, изолирует тех, кто нарушает правила поведения в местах лишения свободы; двойные двери, оборудованные глазками; деревянные нары; намертво закреплённые к полу столы и скамейки; маленькое зарешеченное окно под потолком. Желающим дали возможность побыть в свободной камере 15 минут. Все эти 15 минут - тишина, лишь иногда слышны реплики вполголоса или шёпотом.

Организовали короткие встречи с отдельными осужденными. Всегда совет с их стороны один: «Лучше сюда не попадайте».

Прозвучал и вопрос рецидивиста к нам: «Что детям нельзя ничего другого показать, кроме нас в клетке?!». И он же, уже обращаясь к учащимся, через решётку крикнул: «Ходите в кино, в кафе, живите дома. Здесь ничего интересного нет!».

По возращении обратно в автобусе – тишина. На вопрос: «Какое впечатление произвело на вас посещение колонии?» - многие просто затруднились ответить. И ни одному не пришло в голову отшутиться, перевести всё на смех. Через некоторое время мы постарались побеседовать с каждым из посещавших колонию о том, понимает ли он, что может его ожидать, если он не изменит своё поведение. Вывод обнадёживающий: абсолютное большинство задумывается.

Несмотря на  большую работу и разнообразные формы проведения мероприятий по правовому воспитанию, учащихся, составляющих  «группу риска», не становится меньше. Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, поз­же, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности. Напротив, наиболее раннее выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам, совершающим первые, не представляющие большой общественной опасности правонарушения, в значительной степени позволяют не допустить формирования стойкой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений. С этой целью в училище было проведено ток-шоу «Преступление и наказание» в необычной для учащихся форме.

 

Преступление и наказание

За круглым столом собрались представители актива учащихся, работники училища, занимающиеся воспитательной работой, учащиеся, склонные к совершению правонарушений, проживающие в районах с криминальной обстановкой, состоящие на учете в ПДН, и представители правоохранительных органов: старший инспектор специализированной группы по работе в образовательных учреждениях Журавлёв А.С. и начальник отдела воспитательной работы со спецконтингентом  исправительной колонии Демешко Э.В.

Темой для обсуждения стало интервью, взятое накануне у бывшего учащегося училища, отбывающего наказание в исправительной колонии  по статье 162 УК РФ. В прошлом году учащийся 2 курса  Максим С., постоянно нарушая дисциплину, пропуская занятия, не думал, что может оказаться за решёткой за столь невинный, по его мнению, проступок – завладение чужим имуществом с применением насилия. Однако на этот раз суд вынес строгий приговор. В интервью Максим  раскаивался  в содеянном, говорил, что этого больше не повторится, но насколько были искренними его слова покажет время. На участников шоу интервью произвело сильное впечатление, так как многие помнят Максима, каким он самоуверенным, решительным, напористым был в училище и  каким стал, проведя всего один год в колонии.

Обсуждение совершения подростками противоправных  действий, причин совершения преступлений комментировал работник правоохранительных органов, а учащиеся-ведущие проводили интерактивный опрос. С помощью сигнальных карт разного цвета участники  отвечали утвердительно или отрицательно на следующие вопросы: «Поднимите красные карточки те, кто совершал противоправные действия»; «Поднимите зеленые карточки, чьё противоправное действие осталось без наказания»; «Поднимите карточки те, кто совершал незаконные  поступки,  находясь под действием алкоголя или наркотиков» и др.

Обсуждая аморальные и противоправные поступки, некоторые подростки стремились "облагораживать" их мотивы, искаженно негативно оценивали поведение потерпевших, игнорировали собственную ответственность за противоправное поведение. Необходимость соблюдения требований закона соотносится, главным образом, со степенью вероятности наказания за допущенные правонарушения. В эмоционально-волевой сфере подростков, совершивших преступления, чаще всего фиксировалось ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, несдержанность, грубость, лживость, несамокритичность. Признавая незаконными действия в своих поступках, подростки не верят в  то, что исправительные колонии могут оторвать преступника от условий его криминализации.

 Вопрос наказания стал темой обсуждения второй части шоу. Понятия сты­да, совести,  которые следовало бы  реанимировать,  порой  исчезают из со­знания осуждённого подростка. Даже относительно небольшой срок пребывания  в местах заключения, как, например, в случае с Максимом,  приводит к потере  здоровья, необрати­мым последствиям в виде психических и иных изменений. Все эти проблемы подростки обсуждали с работником исправительной колонии Э.В. Демешко. На вопрос: «Кто считает, что отбывание наказания в исправительных колониях может изменить подростка?» - все участники ответили отрицательно, но согласились с тем, что наказание должно быть. А каким - альтернатив много, но нет гарантий, что и они будут иметь положительный результат. А это уже тема для следующего разговора.

Этими мероприятиями мы стараемся достичь простой цели. Все, что скрыто, таинственно, то и вызывает у молодежи интерес, зачастую воспринимается искаженно. Значит, завесу таинственности нужно перед ними приоткрыть. Не зря говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Проблема молодёжной преступности обостряется. Значение работы по правовому воспитанию подростков повышается. И в наших учебных заведениях это ощущается больше всего. Значит, нам ею и нужно заниматься, используя различные формы правового воспитания, находя нетрадиционные подходы педагогического и психологического воздействия на подростка

Категория: Воспитание | Добавил: krirpo (14.01.2008) | Автор: ГОУ НПО ПУ-55
Просмотров: 1368 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 2
2 Владимир Жигалов  
0
Уважаемый Александр Капович, не служили ли Вы в Альтенграбове в 1980-1985 годах в 36 рбр ??? Если "да", то с Вами и Вашей супругой очень хочет пообщаться ее бывшая подруга Ирина!!!

1 Владимир Жигалов  
0
v.zhigaloff@mail.ru

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz