Воскресенье, 05.05.2024
Сетевая методическая копилка
Меню сайта
Категории каталога
Управленческая деятельность [8]
Воспитание [18]
Соцпартнёрство [5]
Общеобразовательные дисциплины [9]
история профобразования [0]
Спецдисциплины [9]
Копилка опыта [6]
Главная » Статьи » Воспитание

Песни, опалённые войной

ПЕСНИ, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ

Литературно-музыкальная композиция, посвященная

победе в Великой Отечественной войне

Автор сценария композиции – З. М. Чернышева,

преподаватель музыки

Мариинского педагогического училища


Память о трагических и великих годах Великой Отечественной войны, о её героях и жертвах, известных и неизвестных,- это не только юбилейные торжества, но и кропотливая постоянная работа по воспитанию у молодежи чувства гордости за историю своей Родины. Только историческая память народа способна не придать забвению переломные вехи в жизни своей страны.

В суровое военное время, в годы Великой Отечественной войны, песня была мощным идейным оружием. Она звала солдата в бой за Родину и была частью быта на фронте и в тылу. В песнях военных лет выражаются мысли и чувства миллионов людей, вставших на защиту своей Родины.

В первые четыре дня войны было создано более ста песен. А в течение четырех тяжких военных лет возникло столько прекрасных песен, сколько могло быть создано в течение десятилетий мирной жизни. Лучшие песни были для бойцов источником воодушевления и стойкости, мужества и веры в победу. С ними шли в бой и умирали.

Стихотворение Расула Гамзатова «Песни военных лет»

Немало есть песен на свете,

Что звездного света полны,

Но памятней нету, чем эти,

Рожденные в годы войны.

Всегда вы легки на помине,

И вас не забыл ни один,

Пронзаете сердце поныне,

Вы, песни военных годин.

Над бездной смертельной минуты

Встаете с отвагой в очах.

Еще в сапоги вы обуты,

Шинели на ваших плечах.

Над братской могилой березы

И горькое пламя рябин,

Еще высекаете слезы,

Вы, песни военных годин.

Напевное судеб звучанье,

И помнить живые должны

Погибших солдат завещанье,

Чтоб не было новой войны.

И если бы страны решили,

Что мир их единственный сын,

В почетной отставке бы жили

Вы, песни военных годин!

В первые дни жестоких сражений была создана песня «Священная война». Она явилась музыкальной эмблемой Отечественной войны. О воздействии песни «Священная война» на бойцов хорошо рассказали поэты Краснознаменного ансамбля Колычев и Шилов, явившиеся свидетелями ее первого исполнения в Москве, на Белорусском вокзале, в начале июля 1941 года. Вот отрывки из их воспоминаний.

«…Продымленный махоркой вокзал. Эшелоны уходят на фронт. В зале ожидания Краснознаменный ансамбль дает концерт отбывающим воинским частям. Солдаты и офицеры в походном снаряжении на скамьях и чемоданчиках. Суровые лица… Сдвинутые брови…

В глазах тревога на Родину, за покинутый любимый дом. И вдруг своды вокзала потрясает задушевно-простая и величавая музыка «Священной войны». Как воинская присяга звучит песня, как священная клятва воинов драться до последнего дыхания. И вот бойцы поднимаются с мест и стоя слушают песню. Песня утихла, но зал требует повторения. Пять раз повторяет ансамбль «Священную войну» и по скончании ее «ярость благородная» наполняет до краев сердца бойцов и командиров, едущих громить врагов, посягнувших на неприкосновенность священной земли.»

Звучит песня «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача муз. А. В. Александрова).

Очень созвучной военному времени стала песня В. Соловьева-Седого «Вечер на Рейде», появившаяся в конце 1941 года в Ленинграде. Композитор Соловьев-Седой вместе с другими композиторами и литераторами работал в порту, разгружал лес и провожал уходящие в бой корабли. Это был чудесный вечер. Невдалеке на рейде стоял корабль, с него доносились звуки баяна и тихая песнь, ее пели моряки, которым завтра предстояло уйти в поход. Вернувшись домой, композитор написал музыку, к которой поэт Александр Чуркин нашел душевные слова, полные светлой грусти. Песню, адресованную морякам, запела вскоре вся страна. Изменяя на свой лад слова, «Вечер на рейде» пели и летчики, и партизаны, и солдаты. Впервые эта песня была исполнена в далеком Чкалове, потом фронтовой бригадой Ленинградского оперного театра на фронте под Ржевом. И пошла кочевать песня с фронта на фронт, а затем уже вернулась в осажденный Ленинград, когда вражеское кольцо замкнулось вокруг города и начались суровые 900 дней блокады.

Звучит песня «Вечер на рейде».

В суровое военное время песня стала могучим идейным оружием и исполнялась, как правило, не одним человеком, а группой людей. Важной особенностью песни является то, что в ней выражаются общие для миллионов людей мысли, идеи и чувства.

Воплощая эти идеи в музыке и тексте, песня как бы зовет нас слиться с лирическим героем, пережить его горе или разделить радость. Одной из таких песен начала Великой Отечественной является «До свиданья, города и хаты…» Текст и ноты песни были опубликованы в газете «Правда» 29 июня 1941 года под заголовком «Прощальная песня». Походная песня композитора М. Блантера и поэта М. Исаковского, очень всеми полюбившаяся, с честью дошла до Берлина. Она быстро приобрела популярность и всенародное признание. Мальчишки военной поры не только слушали, но и сами пели эту лирическую, распевную и оптимистическую песню.

Звучит песня «До свиданья, города и хаты».

Так же широко известна песня композитора К. Листова на слова А. Суркова «В землянке», появившаяся в 1942 году. Она вошла в историю Великой Отечественной войны тихой проникновенной лирической грустью и стала неопровержимым свидетельством стойкости солдата, характеристикой душевного состояния тех, кто выдержал бешеный натиск врага и разбил его, спас Европу от фашистского рабства. Грустное лирическое стихотворение выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Алексей Сурков не писал стихи специального, по заказу, он просто сложил письмо своей жене из наиболее пронзительных слов: о том, где находится, о чем думает и какая там обстановка. И это письмо в стихах стало эталоном душевного состояния всех бойцов. А затем «Землянку» запели. Она затронула своей душевностью, выражая с необычайной силой переживания солдат, вызванные разлукой с близкими. Её популярность была исключительной. В короткий срок песня облетела все фронты. Её пели и в тылу и везде, где только звучал голос человека.

Звучит песня «В землянке».

В тяжелую пору войны на фронт прилетела по радио песня «Огонек». И эта песня так широко распространилась в годы войны, что стала боевым и духовным орудием фронтовиков. Она еще одной неразрывной частью скрепила фронт и тыл. Стихи песни написал поэт Михаил Исаковский. В них гнев и любовь, ярость и вера в победу!

Эти стихи молниеносно распространились по всем фронтам. Их стали переписывать и пересылать в письмах. И на фронте, и в тылу гармонисты стали подбирать музыку. Стихотворение само просилось, чтобы его пели. И «Огонек» исполняли на разные мелодии. У того «Огонька», который слушаем и поем мы, народная музыка в обработке композитора Бориса Мокроусова.

Звучит песня «Огонек».

В военные годы появилось множество замечательных лирических песен, задушевных, правдивых, сердечных. Люди искали в них живого и искреннего выражения своих чувств. Это была новая лирика, освежавшая огрубевшие в боях сердца. Широкой известностью в военное время пользовалась лирическая песня Матвея Блантера на сл. Е. Долматовского «Моя любимая», появившаяся в начале войны. По характеру – это душевная песня-вальс, воспоминание.

Звучит песня «Моя любимая»

Всё, что побуждает в человеке любовь к Родине, лучше всего может быть одухотворено в музыке с высокой поэтичностью, согрето теплом страстного чувства. Поэтому, даже сейчас слушая песню «Темная ночь», невозможно оставаться равнодушным. «Темная ночь» была написана для фильма «Два бойца» композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым весной 1942 года. Фильм рассказывал о фронтовой дружбе двух солдат. Одного из них играл Марк Бернес, он и спел в фильме «Темную ночь». Весной 1943 года эта песня была на устах буквально у каждого фронтовика. Это лирическая песня -исповедь, выражающая душевное состояние солдата, думы о покинутом родном доме, о любимой и, конечно, веру и надежду в победу и возвращение домой.

Звучит песня «Темная ночь».

Одной из самых героических страниц Великой Отечественной войны навсегда останется оборона Севастополя. Город держался до последнего дыхания пехотинцев и моряков и был оставлен лишь по приказу командования, превращенный в груды камня. В обороне Севастополя участвовали поэт Александр Жаров и композитор Борис Мокроусов. Оба они были офицерами военно-морского флота. Здесь в 1942 году они и начали работу над песней о черноморцах. В основу ее легла легенда о моряке, который покидал город на последнем баркасе, взял с собой осколок гранита и поклялся вновь прийти на этот берег и положить камень. После освобождения города в 1944 году Мокроусов с первыми частями прибыл в Севастополь и услышал здесь свою песню «Заветный камень», ставшую к тому времени очень известной.

Звучит песня «Заветный камень».

И уж, конечно, нельзя не сказать о знаменитой песне Блантера и Исаковского «Катюша», которая в годы войны была всенародной героиней. Появилась она за три года до начала войны. Это лирическая песня о верности пограничника и о любви к пограничнику. Её с удовольствием пели до войны и молодые, и старые, пели дома и на демонстрациях, тихо и громко. В годы войны её запели с глубоким и тревожным чувством. Ласковое имя «Катюша», выйдя из песни, зазвучало грозно. Её именем народ окрестил самое мощное оружие тех лет – гвардейские минометы. Почему их так назвали? Солдат всегда ищет слова, которые помогут его вере в победу. Катюша была таким именем, таким словом. Даже военные, приученные к точности терминологии, вскоре стали называть свое оружие только «Катюшами». Вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша»! Песня звучала как гимн и помогала воевать и победить! А в сердце народа и до сих пор осталась тихая и нежная лирическая песня «Катюша», которую мы с удовольствием поём и в наши дни.

Звучит песня «Катюша».

Чем дальше отдаляется от нас эпоха Великой Отечественной войны, тем масштабнее и грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего Родину от фашизма. Тем дороже и ценнее становятся дошедшие до нас и песни военного времени. Среди них почетное место принадлежит «Песне о Днепре». В ней особая жизненность. Написал её композитор М. Фрадкин на сл. Е. Долматовского. Эта суровая песня был очень близка солдатам. Большое впечатление производит история её создания. Осенью 1941 года поэт Долматовский попал в окружение. С большим трудом он перебрался на левый берег Днепра. «На хуторе нам удалось обогреться, подсушить одежду, - вспоминает поэт. Горькие слова «Ой Днепро, Днепро» - жили здесь у берегов древней реки, в думах людей, коротких, строгих переговорах партизан. Я уже не мог расстаться с этими словами, больше похожими на вздох, на стон. И понес я его дальше на восток, к линии фронта. И вот, наконец, я вышел к своим».

Вскоре на фронте Долматовский познакомился с композитором Михаилом Фрадкиным, и они вместе принялись за создание песни о Днепре. «Мы работаем два дня. Наконец музыка получилась… Ночью собирают ансамбль. Песню слушают молча. Приказано к завтрему разучить её. Но выполнить приказание не так просто. Хоровая группа плачет, петь не может. Первое исполнение все же назначено на утро… Публика – это тысяча политработников, вышедших из окружения и проходящих проверку. Артисты Тимошенко и Березин объявляют, то сейчас будет исполнена новая песня, но ансамбль еще долго молчит, прежде чем начать петь.

Песня пропета, но аплодисментов нет, люди медленно молча встают, и в этой неловкой паузе снова возникает песня. Ансамблю пришлось трижды исполнить песню»

О том, как «Песня о Днепре» громила врага, написал в воспоминаниях участник Великой Отечественной войны Иван Тимофеевич Багрянцев. «Наша дивизия форсировала Днепр. На берегу мы заметили замаскированный фургон с большим громкоговорителем. Как только стихла канонада, над Днепром во всю мощь полилась могучая и раздольная «Песня о Днепре». Песня гремела так мощно, что ее не могла заглушить канонада. И слышна была за много километров от Днепра. Песня вливала силы в души бойцов и звала на новые подвиги. За успешное форсирование Днепра нашей дивизии было присвоено наименование «Днепровская». Так старый автофургон с его неожиданной и могучей песней помог нам победить в том тяжелом бою.

Звучит «Песня о Днепре».

В 1942 году Матвей Блантер создал лирическую, мечтательно-задумчивую песню на слова Михаила Исаковского «В лесу прифронтовом». Композитору и поэту удалось передать в ней ту особую атмосферу воспоминаний о родном доме, которая возникает, когда слушаешь вдали от него знакомую мелодию. Лирическая картинка «В лесу прифронтовом» создана на основе интонаций старинного русского вальса. Припев песни звучит призывно, делает музыку вальса активной, действенной, но во 2-й части припева вновь появляется знакомая мелодия вальса, она как бы опять переносит нас в атмосферу воспоминания, воскрешая в памяти далекие, но такие близкие для сердца каждого родные места.

В минуты передышки меж боями, тогда, когда части отводились на переформирование, на солнечной поляночке играла фронтовая гармонь и звучала песня «В лесу прифронтовом».

Звучит песня В лесу прифронтовом».

В годы войны было создано множество песен – и народных, и профессиональных. Они нужны были всем: и солдатам, и морякам, и, конечно, партизанам. Песни слагались и стихийно, и по заказу. Одной из таких песен, созданных по заказу партизан, является «Шумел сурово Брянский лес».

В 1942 году однажды по радио из Брянских лесов от партизан пришла шифровка: патроны и оружие отберем у врага, а вот песню как трофей не возьмешь. Пришлите песню! Заказ партизан выполнили поэт Анатолий Сафронов и композитор Сигизмунд Кац. Они выехали на Брянский фронт, оттуда Сафронов как военкор «Известий» переправился к партизанам. 7 ноября 1942 года двадцатипятилетие Октября было отмечено первым исполнением новой песни. Аккомпанировал слепой гармонист-партизан. Песня и доныне остается популярной.

Звучит песня «Шумел сурово Брянский лес».

В первые дни войны по радио передали новую песню Василия Соловьева-Седого «Играй, мой баян» на слова Л. Давидович. Она рассказывала о заводском парне, уходившем на фронт, на защиту Родины. В песне есть фраза «Как подругу мы Родину любим свою…» Эти простые, душевные слова и открытая бесконтрастная мелодия, близкая по характеру мелодиям старых фабричных песен, пришлась по сердцу слушателям.

Песня пронизана любовью к родной заставе, к песням и девушкам своей малой родины, чудесней которых больше нет нигде, а также любовью к своей Родине.

Звучит песня «Играй, мой баян»

Песни Соловьева-Седого очень правдиво повествуют о жизни и быте наших солдат на фронте, об их тоске по Родине.

Наиболее яркая из них - «Соловьи» на слова А. Фатьянова. В песне поется о коротком отдыхе бойцов перед новым боем. Смерть подстерегает их, но война уже на исходе и близка долгожданная победа над врагом. Эта песня отличается широтой и проникновенностью. С первых дней появления стала всеми любимой и знаменитой.

Звучит песня «Соловьи».

В годы войны широкую известность получило песенное творчество талантливого композитора Анатолия Новикова. В военное время он руководил ансамблем песни и пляски и одновременно сочинял музыку к песням, которые посвящены борьбе за мир, партизанскому движению и героям отечественной войны. Одна из его лучших песен - общеизвестная «Смуглянка» на сл. Я. Шведова, навеянная танцевальным молдавским фольклором. Для этой песни характерны русский склад мелодики, динамичные ритмы, яркость образов.

Звучит песня «Смуглянка».

Песни Великой Отечественной войны были созданы в те годы, когда решалась судьба не только нашей Родины, но и всего человечества, всей мировой культуры, которую надо было отстоять в долгой битве с фашизмом. В этих песнях была заложена идея патриотизма. Музыка выражает её с исключительной яркостью.

Песни Великой Отечественной войны воспитывают патриотическую гордость, веру в неисчерпаемые силы народа, в его непобедимость.

Никогда не забудет народ то тревожное, суровое, военное время. Никогда не забудет он и лучшие песни того времени, которые и сейчас, спустя десятилетия после их создания, по праву входят в сокровищницу отечественной песенной классики.

Категория: Воспитание | Добавил: krirpo (14.01.2008)
Просмотров: 6008 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.3/7 |
Всего комментариев: 1
1 hermilazgfkth  
0
Торговый центр МЕТРО Кеш & Кэрри в Москве карточка купить , телефон в Москве: 8-9••6__7##1~~4••3::6++6.5.3""
Официально по договору сделаем на частных лиц и сотрудников предприятий карты метро в сеть супермаркетов Metro cash&Carry:карточка metro обязательно с вашей фотографией(делается при вас в самом магазине METRO),с индификационным номером,кодом,со специальной магнитной полосой, названием организации, от которой вы будете нами зарегистрированы и оформлены. Вы можете проводить с собой 2-х человек. Карточки metro оформляются: на граждан России и иностранных граждан.Оформление делается без предоплаты, то есть вначале мы оформляем вас,вы получаете карты метро, потом оплачиваете. Оплата производится в течение одного рабочего дня после оформления через Сбербанк РФ ,немецкие торговые центры МЕТРО работают круглосуточно.Срок действия пропуска в метро 3 года, по истечении этого срока договор перезаключается по взаимному согласию сторон.Для оказания этой услуги мы находим организации, у которых есть свободные места в этих тц,и заключаем с ними соответствующие юридические договора, по которым фирмы обязуются предоставить вам право пользоваться их местами в этих немецких торговых центрах сроком на три года. Оформление и регистрация производятся в разных немецких гипермаркетах МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ, по выбору юридических лиц в соответствии с их территориальным месторасположением. Получив пропуска в метро в одном из немецких торговых центров МETRO CASH and CARRY вы можете ей пользоваться в любых других магазинах этой сети немецких гипермаркетов МETRO Cash and Cаrry в России и за границей.
Как купить пропуск в гипермаркет METRO Cash and Carry Москва , телефон в Москве: 8::9;;6++7:1-4•3**6*6,5"3,

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz