Суббота, 18.05.2024
Сетевая методическая копилка
Меню сайта
Категории каталога
Управленческая деятельность [8]
Воспитание [18]
Соцпартнёрство [5]
Общеобразовательные дисциплины [9]
история профобразования [0]
Спецдисциплины [9]
Копилка опыта [6]
Главная » Статьи » Воспитание

Современный подход к становлению личности подростка

Современный подход к становлению личности подростка

 

            Как указывал Л. С. Выготский, "учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".    Такой подход к построению процесса воспитания - как активного целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.

           Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-

исторический характер. Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

          Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.

       Прохождение практики на предприятиях позволяет развивать и воспитывать выше перечисленные качества. В нашем училище отчет о практической деятельности учащихся оформляется в виде творческого – поискового проекта. Материал для проектов предоставляют любезно наши социальные партнеры. Учащиеся пользуются библиотеками предприятий, информационными ресурсами, осуществляют интервьюирование. Проекты предлагается выполнить по выбору – форма проекта, уровень сложности содержания, тематика. Место защиты, форма защиты тоже выбирается учащимися. Это может быть урок, конференция, круглый стол.

              Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска.    Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное.

           Развитие данных качеств учащихся нашего училища осуществляется через личностно – ориентированный урок - через использование разноуровневых индивидуальных заданий; интерактивных, игровых методов обучения; групповых моделей обучения; моделирования, проектирования; структурированных сигнально – знаковых  конспектов; информационных технологии в изучении предметов; рефлексивную деятельность.

        Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.

            Важное место в познании личности ученика занимает обратная связь. Она  показывает, на сколько наши учащиеся готовы к жизни, насколько у них развиты те или иные личностные качества.

         Один из приемов обратной связи в нашем училище это написание «сочинения – размышления» на уровне рефлексии.

Пример сочинения.

                                                                                                                                   

 

 

 

Сочинение

учащегося 1 курса профессии «Обогатитель полезных ископаемых» Макарова Стаса

филиала ГОУ ПУ № 33 п. Мундыбаш

«Моя карьера»

       Это непростой вопрос, и чтобы ответить на него, надо посмотреть на свою собственную жизнь в 15 лет. Я, конечно, понимаю, что у меня еще много планов впереди, но я считаю, что именно уже в этом возрасте формируется личность. А есть личность -  есть карьера. В этом возрасте я приобрел и развил в себе те качества, которые понесу с собой во взрослую жизнь. Именно в 15 лет человек выбирает цель жизни, то чему он отдает свою душу, за что принесет любые жертвы. Но в то же время в душе у меня часто бывают внутренние конфликты. А сейчас пример из моей жизни. Во мне прогрессирует то, что люди называют эгоизмом. Это совсем не значит, что, когда мама хочет спать, я «врубаю» музыку, нет. Это значит ,что я хочу быть выше всех, смотреть на людей сверху, хочу, чтобы вся жизнь шла вокруг и для меня, хочу быть «главным лицом». И в то же время ловлю себя на мысли, что есть люди, которым «не повезло» с родителями, или инвалиды… Что же получается, что мне и таким, как я, почести, награды, счастье, а им горе, слезы и взгляды свысока? Нет, я так не хочу. Закончив училище, я могу пойти учиться дальше, получить высшее образование, но так и не поняв как зарабатываются деньги на самом деле. Это тяжелый в наше время кусок хлеба.

    Сейчас на нас обрушилась «коммерческая волна». Все на продажу: ум, талант, любовь. Всем нам, да и мне надо устоять перед соблазном. Вот поэтому я, отслужив в армии, пойду работать, и учиться. Хочу пройти путь от простого рабочего до руководителя. Как например наш директор фабрики Стариков Александр Ларионович. Он после школы пошел работать в обогатительный цех грохотовщиком. Заочно учился в СМИ. Так он постепенно и шел к своей цели. Сначала рабочий, потом мастер смены, начальник цеха, и вот пожалуйста -  руководитель предприятия. Быть руководителем, это не значит быть человеком, для которого ничего не существует на свете, кроме его дела.  Совесть и честь для этого человека не пустой звук, а качества, составляющие его сущность. Он верен  девизу: «Светя другим, сгораю сам». Вот и я хочу прежде всего быть «человеком» с чистой совестью. Будет честь и совесть – будет и карьера. Самое тяжкое преступление есть нарушение закона совести. Человеком же может называться тот, для которого честь и совесть не пустые слова, кто живет согласно жизненной морали, не поступаясь своими взглядами и не ломая душу, постоянно совершенствует свои внутренние качества, принося их на службу людям. Такой человек подобен горьковскому Данко, который пламенем сердца своего осветил другим путь к светлой и прекрасной жизни. Я буду надеяться, что, стремясь к своей карьере, я сохраню эти качества и мечты, ведь надежда умирает последней.  

Категория: Воспитание | Добавил: krirpo (25.01.2008) | Автор: Татьяна Ивановна Кизимова
Просмотров: 1183 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz