Суббота, 18.05.2024
Сетевая методическая копилка
Меню сайта
Категории каталога
Управленческая деятельность [8]
Воспитание [18]
Соцпартнёрство [5]
Общеобразовательные дисциплины [9]
история профобразования [0]
Спецдисциплины [9]
Копилка опыта [6]
Главная » Статьи » Воспитание

Роль профессионального творчества в расширении и углублении знаний, умений и навыков»

Роль профессионального творчества в расширении и углублении

знаний, умений и навыков»

 

Крякова В.И. – мастер производственного обучения ГОУ НПО ПУ № 86

 

Над проблемой творчества задумывались многие выдающиеся умы, как в древние и средневековье, так и в настоящее время. Творчество  исследовалось психологами, философами и педагогами. Основой  творчества является внутренняя мотивация – интерес и  даже любовь к делу, воображение, гибкость ума, воля, деятельность, трудолюбие.

            Нельзя кого-либо  изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. Профессиональная подготовка, нацеленная на достижение  профессиональной компетенции в определенной  области деятельности, в значительной мере обеспечивает конкурентоспособность учащихся.

            Педагогикой определены различные пути развития творческих способностей учащихся. Общим для них является включение их в активную , творческую деятельность, которая в процессе обучения формирует работника высокой квалификации, и в итоге положительно сказывается на характере личности будущего конкурентоспособного  специалиста.

            Важной предпосылкой творческой деятельности является способность выделять свое «Я - профессиональное» из окружающей педагогической деятельности. Специфика  педагогического творчества мастера производственного обучения состоит  в том, что объектом   и  одновременно субъектом его профессиональной деятельности является  личность учащегося. «Творение» и «сотворение» личности специалиста с креативными способностями происходит через активные (имитационные)  методы обучения.

Анализ производственных ситуаций и задач развивает у учащихся экономическое, техническое, творческое мышление, формирует  профессиональные  умения. Дидактическим материалом является  определенная производственная ситуация, которой охарактеризованы условия и действия  ее  участников. Учащимся предлагается оценить, правильно ли действовали участники, дать анализ и теоретически обосновать каждое действие,  каждую ситуацию. Ситуация может быть представлена в различных формах: описание ситуаций, показ кинофрагментов, разыгрывание ролей отдельными учащимися (один - в роли продавца, другой – в роли покупателя). Особенно актуальны решения ситуации по теме «Обслуживание покупателей».

            Выполняют задания учащиеся индивидуально или группами по 3-5  человек, а затем   коллективно обсуждают выход из сложившейся  ситуации. В заключении мастером п/о подводятся итоги: анализируется работа учащихся, комментируются ошибки, выставляется оценка. Главное значение этих ситуаций – формирование способности учащихся  разбираться в сложных непредвиденных ситуациях и готовность  разрешать их на основе полученных знаний и умений, развитие логического мышления.

            Применение деловых игр на уроках производственного обучения способствует закреплению знаний, умений, навыков учащихся, быстрому освоению приемов работы. Преимущество этих игр состоит  в том, что, взяв на себя ту или иную роль «Эксперт», «Продавец», «Покупатель», участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем их интересы могут не совпадать. Повышенный интерес к ходу игры появляется в результате возникшей конфликтной ситуации. Участники игры показывают не только профессиональные знания и умения, но и  оперативность, активность, коммуникативность.

            Кроме деловой игры на уроках  производственного обучения  при изучении ассортимента товаров  используются дидактические игры в форме мини-конкурсов: «Дальше-дальше», «Кто быстрей?», «Кто  лучше?», «Черный ящик», «Лото», «Домино». Игровой характер учебной деятельности, внесение в нее элементов соревнования, значительно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу.

            Особое внимание уделяется мастером п/о организации самостоятельной работы учащихся, имеющей  творческий характер.

            Творческие самостоятельные работы учащихся могут быть выполнены в форме докладов, рефератов, информационных листов, каталогов-образцов, инструкционных карт, таблиц, карт-заданий. Выполнение этих работ оказывает большое воздействие на развитие творческих способностей учащихся, учит связывать теорию с практикой. Умение мастера дать  целевую установку – это не столько сообщение, что должен сделать учащийся, сколько разъяснение – для чего это будет делаться, подчеркнуть актуальность темы.  Это  создает у учащихся  определенную мотивацию предстоящей работы, вызывает интерес, стимулирует познавательную трудовую деятельность.

            Современное оборудование, новые  технологии требуют  специалистов повышенного уровня  квалификации, поэтому важную роль  играют учебные экскурсии на промышленные и торговые предприятия нашего города.  Мастером  намечаются этапы работы учащихся в ходе экскурсии, составляется перечень наблюдений и материалов, которые следует собрать, распределяется время по этапам экскурсии. Перед  экскурсией каждый учащийся получает задание с указанием: какие наблюдения он должен провести, на какие вопросы самостоятельно найти ответы, в какой форме собрать материал, к какому сроку сдать отчет об экскурсии. Мастером  проводится инструктаж по охране труда и соблюдения правил поведения на предприятии. Материалы  экскурсии оформляются учащимися индивидуально или небольшими группами в виде таблиц, наглядных пособий, альбомов, каталогов, докладов или кратких отчетов. Так, с технологией пошива верхних и бельевых трикотажных изделий от операции «моделирование» до  операции «упаковка», с современными трикотажными полотнами, ассортиментом  выпускаемых изделий учащиеся знакомятся на промышленном предприятии ООО «Исток». Большой интерес вызывает у учащихся  информация о новых образцах изделий, которые планируются к выпуску о том, что  продукция предприятия пользуется спросом не только в нашем, но и в других регионах России.

            Экскурсия в магазин «Шатура-мебель» ООО «Кузбасской мебельной компании» начинается  с познавательного рассказа менеджера предприятия об истории ее создания, что уже в начале вызывает повышенный интерес  и внимание учащихся. В ходе  экскурсии учащиеся знакомятся с широким ассортиментом мебельных товаров, оригинальностью конструкций, современными конструкционными  материалами и древесиной, отделочными материалами для  обивки мебели. В ходе проходящей экскурсии учащиеся задают вопросы, ведут записи, фотографируют. Учебные экскурсии способствуют формированию положительной мотивации у учащихся к освоению профессии продавца.

Категория: Воспитание | Добавил: krirpo (14.01.2008) | Автор: ГОУ НПО ПУ № 86
Просмотров: 1584 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 BFD0D3CDD6CEC2C0 AD.AC.  
0
спасибо за новый стимул к творчеству в работе учителя трудового обучения

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz