Суббота, 18.05.2024
Сетевая методическая копилка
Меню сайта
Категории каталога
Управленческая деятельность [8]
Воспитание [18]
Соцпартнёрство [5]
Общеобразовательные дисциплины [9]
история профобразования [0]
Спецдисциплины [9]
Копилка опыта [6]
Главная » Статьи » Воспитание

Стрессоустойчивость личности - залог здоровья и благополучия

Стрессоустойчивость личности - залог здоровья и благополучия.

 Федина О.А. –психолог ГОУ НПО ПУ № 86 г. Белово

 

            Образовательное учреждение НПО ПУ № 86  дает профессиональное образование по специальностям: повар-кондитер и продавец продовольственных и непродовольственных товаров, контролер-кассир. Причем сегодня, как правило, ребята осваивают несколько смежных профессий. Нагрузка на обучающихся увеличивается, ужесточаются требования к ним работодателей: ответственность, умение работать в команде, гибкость мышления, коммуникативные и лидерские качества, культура здорового образа жизни. Поэтому такие понятия как «стресс» и «обучение» можно смело поставить в один ряд, проследить их тесную взаимосвязь. В связи с этим одной из задач психолого-педагогического сопровождения процесса обучения является пропаганда психологических знаний и практических умений, которые помогут подросткам во взрослой жизни противостоять стрессам.

            Давайте обратимся к определению понятия «стресс». В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». Энциклопедическое толкование  стресса: «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов».

            Что происходит в организме  во время стресса?

            В состоянии стресса происходит выброс кортизона. Постоянно повышенный уровень кортизона убивает клетки мозга в гиппоталамусе, который играет важную в функционировании долговременной памяти. Наряду с долговременной памятью страдает и кратковременная, кроме всего прочего ухудшается  зрение. Постоянный стресс ослабляет иммунитет  и делает подростков более восприимчивым к болезням. Все эти факторы не способствуют высоким показателям в обучении. Важно помнить, что подростки испытывают сильный стресс  становясь жертвами вербальной или физической агрессии со стороны сверстников. Поэтому необходимо, чтобы в группе не фиксировалась жесткая ролевая структура с постоянными  лидерами и аутсайдерами. Чтобы избежать  этого педагоги и мастера п/о применяют в своей работе такие приемы как: работа парами; командная работа со сменой руководства; работа с переменой мест - могут помочь созданию у всех  обучающихся чувства принадлежности к группе и повышению собственной значимости.

            У подростков существует  множество поводов для тревог и страхов, не только в учебном  заведении, но и в отношениях с родными. Дома их родители могут быть в состоянии конфликта или развода, у них может не быть работы. Чтобы помочь обучающемуся  гармонизировать отношения   с родителями , у классных руководителей  существует  план работы, который включает в себя:

- индивидуальное знакомство с подростком;

- организационное родительское собрание;

- информационные листы для каждого родителя об успехах и неудачах подростка;

- психологические и педагогические рекомендации родителям;

- благодарственные письма   родителям;

- приглашение родителей  на практику;

- индивидуальное посещение квартир;

- родительское собрание по итогам года.

            Такая система работы  помогает улучшить взаимоотношение и взаимопонимание родителей и детей, тем самым  снизить уровень страхов и тревог. Кроме того,  на уроках теоретического цикла «Основы безопасности и жизнедеятельности» и «Деловая культура»  преподаватели в форме лекций, бесед, практикумов знакомят подростков  со знаниями по  стрессоустойчивости. В училище можно пройти курс занятий по программе «Саморазвитие личности», который включает в себя психологические тренинги. Цель программы помочь подросткам узнать себя, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность и страх. Пройдя данный курс обучающиеся учатся избегать стрессогенных ситуаций и уменьшать уже имеющийся  стресс. Они могут разумно распределять время, расслабляться и организовать  паузы отдыха.

            Хотелось бы отметить, что психологическая работа по навыкам стрессоустойчивости ведется  не только  с обучающимися, но и с педагогическим коллективом училища. В училище стало традицией проведение совместных «круглых столов», «педчтений», методических объединений, где есть возможность поделиться знаниями и проанализировать конфликтные ситуации из  педагогической практики. Психологическая компетентность  педагогического состава – это  залог здоровой и успешной  личности подростка.

            В заключении хотелось бы напомнить, что давая клятву Гиппократа, врачи  обязуются не наносить вреда своим пациентам. По аналогии педагоги могли бы давать  клятву Сократа, обязуясь минимизировать по возможности страх и стресс учеников.

 

 

Категория: Воспитание | Добавил: krirpo (14.01.2008) | Автор: ГОУ НПО ПУ № 86
Просмотров: 1323 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz