Воскресенье, 19.05.2024
Сетевая методическая копилка
Меню сайта
Категории каталога
Управленческая деятельность [8]
Воспитание [18]
Соцпартнёрство [5]
Общеобразовательные дисциплины [9]
история профобразования [0]
Спецдисциплины [9]
Копилка опыта [6]
Главная » Статьи » Общеобразовательные дисциплины

Из опыта проведения недель физики и астрономии в профессиональном училище №17 г. Ленинска-Кузнецкого

Из опыта проведения

недель  физики и астрономии

в профессиональном училище №17

г. Ленинска-Кузнецкого

 

Преподаватель,

руководитель методобъединения

Абрахманова М.

 

            Нередко среди обучающихся профессиональных училищ бытует мнение, что общеобразовательные дисциплины для них не столь важны, как спецпредметы, а физика – трудная и непонятная. Как же побудить их к изучению этого предмета, пробудить внутренние силы, сформировать стремление к постижению нового, положительные мотивы учения и интереса к предмету? Интерес к предмету ведет к повышению качества знаний и нравственному становлению личности. В.А. Сухомлинский писал, что «крайне важно развитие высокой интеллектуальной культуры – мыслей, чувств, переживаний, которые волнуют душу человека, когда он познает окружающий мир…». Поэтому одна из главнейших моих задач – донести до  обучающегося каждой профессии значение этого предмета для становления будущего квалифицированного специалиста. В этом плане эффективна организация и проведение «недели физики». Мероприятия позволяют в яркой, увлекательной форме расширить и углубить знания по предмету, показать, как эти знания широко используются в быту, технике, познакомить с новейшими достижениями в области науки и техники, а главное – развить мыслительную и практическую деятельность, побудить  стремление познавать, проявлять инициативу, творчество, самостоятельность.

            В нашем училище давно стало традицией проводить предметные недели. Проведению «Недели физики и астрономии» предшествует подготовительный период, обсуждение плана мероприятий с коллегой Бастерс В.В. и утверждение его на заседании методического объединения. Затем план мероприятий вывешивается за неделю на доске объявлений.

            Мероприятиями в рамках недели физики охватываются все группы обучающихся. Я провожу беседы такие, как, например, «Зачем физика нужна человеку и человеческому обществу», «Физику создавали врачи», «Физика – основа техники»…Обучающиеся готовятся и выступают с докладами о жизни и деятельности известных ученых-физиков. Например: «Создатели механики: Аристотель, Г. Галилей, И.Ньютон»,  «Вечная загадка мира» (об А. Эйнштейне), «Лауреат Нобелевской премии – М.Планк», «А.Нобель и лауреаты Нобелевской премии А.И. Иоффе, П.Л. Капица, И.Е.Тамм» и другие.

            В план недели всегда включается проведение  устного журнала «Новости науки и техники» с использованием материала из журналов «Юный техник», «Наука и жизнь», «Физика в школе». При этом литература  подбирается с учетом профессии, которой обучаются ребята. Так в группах закройщиков тематика сообщений такая: «Перспективные ткани», «Каждое утро – новая одежда»; в группах автомехаников – «Новая техника», «МЭМС – микроэлектромеханические системы», «Короли дорог» (о Г.Форде и Э.Тойадо); в группах продавцов – «Микросхемы вместо этикеток на текстильных изделиях», «Белье вместо санитара», «Оптическая защита банкнот», «Кофе без кофеина» и другие.

            Астрономия, как предмет, у обучающихся вызывает большой интерес и много вопросов. Поэтому я решила включить и мероприятия по астрономии в план недели. Ведь предоставляется большая возможность удовлетворить любопытство обучающихся, приобщить их к чтению дополнительной литературы, просмотру передач по кабельному телевидению. «Путешествие к Титану», «Первая европейская миссия к Венере», «Исследования Марса с помощью АМС», «Новые открытия в астрономии»…Такие беседы предоставляются вниманию ребят.

            Во время проведения предметной недели проводятся конкурсы рефератов, стенных газет «Физика и фольклор», «Физики шутят», «Физика на кухне», «Чудеса без чудес», «Занимательная астрономия». Также проводятся занимательные опыты, решение «Веселых вопросов и задач по физике», «Викторины – аукционы», способствующие воспитанию профессионального интереса. Все желающие принимают участие в составлении ребусов, кроссвордов, конкурса стихов и рисунков.

 

Стихотворение будущего продавца Сашанковой Марии

 «Вселенная»

 

Юпитер, Марс, Венера, Солнце.

В такой огромной вышине,

Они прекрасны, словно боги,

И так могучи в высоте.

Юпитер скромный, Марс – великий,

Венера нежна, как теплый день,

Но всех прекрасней – это Солнце,

Пусть дарит свет оно вам всем.

И Млечный путь –

Наш друг старинный.

Он сотни лет в огнях горит,

И как веселый собеседник

С небес нам что-то говорит.

 

            В рамках недели предусматривается и проведение открытых уроков. Форма проведения уроков различная.  При подборе материала обязательно включаю вопросы профессиональной направленности.Вот некоторые из них: урок-игра «Кто хочет называться эрудитом» в группе автомехаников:

 

1. Почему между листами рессоры вводят графит?

2. Почему подниматься в гору труднее, чем спускаться с нее?

 

урок-мозаика «Мир тепловых явлений» был посвящен тепловым явлениям, играющим огромную роль в окружающем нас мире, в жизни человека, растений, животных. Урок проводился в группе поваров. Их вниманию была представлена информация «Энергетическая ценность продуктов питания». Таблица включала продукты завтрака, обеда и ужина.

 Проводилась викторина «Тепловые явления в природе, быту и технике». Вот некоторые вопросы из нее:

 

1. Можно ли сварить яйцо в бумажной коробке? Если да, то почему?

2. Если на горячую сковородку брызнуть водой, то начнут прыгать капли. Почему?

3. Почему ожог горячим паром опаснее, чем кипятком?

4. Почему сосиски при варке лопаются вдоль, а не поперек?

 

урок-вечер «Физика и кошка», урок-игра «Крестики-нолики», урок-конференция «Разгаданные и неразгаданные тайны», урок-игра «Счастливый случай» (по астрономии), урок-КВН «Физика, автомобиль, дорога», «Физическая спартакиада», урок-соревнование «Только о силах», «Сложный мир колебаний», урок-игра «Гордиев узел».

            Остановлюсь на некоторых уроках. Устный журнал «В мире звуков» был нацелен на обобщение знаний по теме «Звуковые колебания». На уроке использовались рисунки старинных музыкальных инструментов: тростниковая флейта, свистулька, барабан, шастаранга и современных: гитара, саксофон, арфа; таблицы «Слух и голос», «Диапазоны звука», «Частота колебаний различных источников звука» и другие; наглядный материал «Слух животных», записи голосов Ф. Шаляпина и А.Пугачевой. Журнал состоял из 10 страниц.

            «Колокола, колокола» - так называлась одна из страниц.

 

Чудный звон колоколов

Радость в душах пробуждает.

Их полуночный призыв

В тишине небес взлетает

И торжественно парит,

Новый день благовещая.

Так звенят колокола,

С праздником нас поздравляя.                        (С. Трофимов)

 

Колокольные звоны на Руси давно стали неотъемлемой частью национальной культуры. Колокол появился на Руси в 10 веке. Многие колокола окружены тайной. Так колокол в маленьком испанском городе Велилья несколько раз принимался звонить сам и каждый раз предсказывал несчастье: в 1527 году он предсказал войну с Францией, потом – смерть короля Карла V, затем – эпидемию чумы, смерть последнего принца…

 Говорилось о влиянии колокольных звуков на здоровье человека.

Страница «Нестройные звуки» была посвящена шумовым звукам, «тяжелой музыке». Оказывается, мыши от рок-музыки глупеют, начинают драться, как фанаты после концертов рока. А вот, оказывается, скрипка своим звуком способна лечить холеру. В опытах при проигрывании  «Кампанеллы» Паганини в контрольных пробирках погибали до 90% вибрионов холеры.

            В заключении отмечу, что «Недели физики и астрономии» способствуют усилению познавательной активности, возрастанию стремления углубить, пополнить и применить полученные знания в своей профессиональной деятельности, а также узнать что-то интересное и, конечно, пропаганде физических знаний и актуальных проблем астрономии

Категория: Общеобразовательные дисциплины | Добавил: krirpo (15.01.2008) | Автор: ПУ №17
Просмотров: 3261 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.7/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz