Воскресенье, 19.05.2024
Сетевая методическая копилка
Меню сайта
Категории каталога
Управленческая деятельность [8]
Воспитание [18]
Соцпартнёрство [5]
Общеобразовательные дисциплины [9]
история профобразования [0]
Спецдисциплины [9]
Копилка опыта [6]
Главная » Статьи » Спецдисциплины

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

 

 

         Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20 годам ХХ столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970 годы.

         Первые описания этого метода появились в печати в конце 1970 годов в разных странах мира (Великобритания, Канада, Австрия, Нидерланды, Япония, Израиль). Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами педагогов: из университета Джона Хопкинса, Р.Славин, 1990г.) , из университета Миннесота (Роджерс Джонсон и Девид Джонсон; 1987) и группой Дж. Аронсона ( 1978г, Калифорния).

         Идеология обучения в сотрудничестве в Северной Америке с одной стороны, в Европе – с другой, несколько отличаются, но вместе с тем их объединяют общие принципы и подходы.

         В Америке обучение в сотрудничестве в большей мере нацелено на формирование определенных навыков, умений, понятий, академических знаний, предусмотренных программой.

         В Израиле и в Европе такое обучение в большей мере ассоциируется с проектной деятельностью на уроках, с организацией дискуссии.

         Мы же используем опыт мировой педагогики обучения в сотрудничестве, с целью которого является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учащимся на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений.

         Обучение в команде – это вариант метода обучения в сотрудничестве был разработан в Университете Дж. Хопкинса. Большинство вариантов метода обучения в сотрудничестве так или иначе используют идеологию этого варианта

А) Организация обучения в малых группах.

Я организую микроколлективы по 4 человека. После объяснения нового учебного материала, предлагаю ученикам его закрепить, разработать все детали. На языке психологии, организую работу по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого ученика).

Группам дается определенное задание, необходимые опоры (вопросы, ключевые слова, тексты). Задание дается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется  следующим учеником). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

         После завершения задания, необходимо организовать обсуждение работы. Для проверки усвоения по изученному материалу в завершении провожу тест, над заданиями которого учащиеся работают индивидуально. Причем тестовые задания 1 уровня можно предложить слабым учащимся, а 2 уровня более сильным. Оценки  за индивидуальную работу суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, как бы со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученики, могут принести группе одинаковые баллы. Это эффективная работа для усвоения нового учебного материала.

         Б) Разновидности такой организации групповой деятельности является командно – игровая деятельность.

После объяснения нового учебного материала, организую групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования, предлагаю соревновательные турниры между командами. Для этого я организую «турнирные столы» по 2 – 4 ученика за каждым столом, равные по уровню обученности. Я использую этот метод на уроках электротехники, при решении задач( физика, математика) . Задания даются дифференцированные по сложности. Независимо от «планки стола» победитель каждого стола приносит одинаковое количество баллов.

         Другой подход – ажурная пила, разработан Элиотом Аронсонс в 1978г. Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Например в теме «Устройство аппаратуры автоматизации проходческих комбайнов», можно выделить назначение, коллективность, функции схемы, принцип работы схемы аппаратуры.

         Каждый член группы находит свою часть текста. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией, это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всех. Поскольку единственный путь освоить учебный материал всех фрагментов и таким образом, узнать все о аппаратуре – это внимательно слушать партнеров и делать записи в конспекте, никаких дополнительных усилий от учителя не требуется.

         Учащиеся заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это отразится на итоговой оценке .

1986г. Славин «Пила – 2». Вся команда работает над общим текстом, но при этом каждый член группы получает отдельную часть являясь экспертом по ней. Встречи экспертов. В конце занятий все учащиеся проходят индивидуальный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются . Команда – победитель награждается.

         В) «Работа в бригадах» - так же является одним из вариантов ОС.

Урок – систематизации и обобщения ЗУНов учащихся, после изучения блока программы. Эффективен перед проведением контрольных зачетов по разделу.

По 6 человек формируются бригады. Роли распределяются, предварительная подготовка. Формирование учащихся в группы с разным уровнем подготовки. Цель – восполнение пробелов в знаниях учащихся, отсутствующих на занятиях.

Общий результат, все работают на команду. Задания самые разнообразные; «Мозаика», «Ребус», « Лото», « Ключевые слова», «Реклама».

- Интересно мнение учащегося, при проведении рефлексии. Он ответил на вопрос. Что нового я узнал. Я понял, как можно в коллективе отстаивать свое мнение.

Групповые формы организации познавательной деятельности.

Педагогом Дьяченко разработаны схемы организации работы парами. Принцип – то что знают все, должен знать каждый.

Общее задание делится между членами микро группы;

каждый спрашивает, каждый отвечает. На каждом этапе работы один учащийся говорит, а остальные целенаправленно слушают, затем роли меняются.

         Каждый ученик в динамической и вариационной парах является то учителем, то учеником.

Каждый отвечает не только за свои знания, а также за товарищей по учебной работе.

         На какую бы форму или вариант технологии обучения мы не применяли, необходимо выполнение ряда обязательных условий. Известный педагог –психолог Маслоу показал формирование потребностей на пирамиде    

Категория: Спецдисциплины | Добавил: krirpo (11.02.2008) | Автор: Профессиональное училище №60
Просмотров: 2075 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz