Воскресенье, 19.05.2024
Сетевая методическая копилка
Меню сайта
Категории каталога
Управленческая деятельность [8]
Воспитание [18]
Соцпартнёрство [5]
Общеобразовательные дисциплины [9]
история профобразования [0]
Спецдисциплины [9]
Копилка опыта [6]
Главная » Статьи » Копилка опыта

Ярмарка идей на педагогическом совете

Ярмарка идей на педагогическом совете

 

И.Б.Нуришанова, преподаватель предмета «Технология изготовления мучных кондитерских изделий» ГОУ НПО ПУ № 55 г. Юрги.

 

         В последнее время в нашем училище получили распространение нетрадиционные формы проведения педагогических советов и уже неоднократно на страницах журнала «ОКО» мы делились опытом  проведения некоторых из них.

         Нетрадиционная форма проведения педсоветов – это совсем иное психологическое состояние, это необычный стиль общения, положительные эмоции, новое понимание себя -  как педагога, урока - как своего места действия, учебного материала - как основы для педагогического творчества. Это своего рода толчок к творческому подходу в работе и осуществлению собственных идей.

         В основе  построения данных мероприятий лежат идеи, выдвигаемые самими же педагогами нашего училища. Так инициаторами проведения очередного педсовета по теме: «Приемы активизации мыслительной деятельности обучающихся» в форме «ярмарка идей»  выступили члены методической комиссии профессионального цикла. Цель данного  педсовета - предоставить возможность педагогам  поделиться опытом использования инновационных приемов активизации деятельности учащихся на уроках, а также помочь педагогам задуматься о многообразии методических приемов и их использовании в собственной практике.

         Данная тема педсовета была выбрана неслучайно: ведь именно активная мыслительная деятельность способствует  воспитанию у учащихся инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке необходимых умений и навыков, развитию у них наблюдательности, мышления и речи, памяти и творческого воображения. Таким образом, перед педагогами встает задача   – включить каждого обучаемого в активную учебную и учебно-производственную деятельность.  Использование разнообразных педагогических приемов  на   уроке является своеобразной помощью в его устремлениях, работе, повышении качества обучения.

На проведенном педсовете преподаватели и мастера методической комиссии профессионального цикла  представили  наиболее удачные педагогические приемы активизации мыслительной деятельности учащихся, применяемые в процессе своей деятельности. Причем они не просто рассказали, что дает выбранный прием непосредственно педагогу и учащемуся, но и продемонстрировали его наглядно. Средства, используемые при этом, были самые разнообразные: видеозапись конкретного этапа урока;  речь педагога в сочетании с демонстрацией графических пособий, выведенных на экран, и   непосредственным показом наглядных пособий, используемых в процессе обучения; театрализация; и, конечно же, коллективное воплощение членов педсовета в  учащихся в ходе самого процесса подачи приема. В результате чего все участники педсовета смогли испытать действие педагогического приема непосредственно на себе и сделать соответствующие выводы.

Вступительное слово было предоставлено председателю методической комиссии профессионального цикла. Выступление еще раз напомнило присутствующим о значимости использования разнообразных педагогических приемов в их повседневной деятельности, а также была впервые выдвинута интересная идея классификации приемов.

После вступительной речи, согласно сценарию педсовета, началась основная практическая часть, на которой участники поделились  своими знаниями и практическими наработками по  активизации мыслительной  деятельности учащихся. Были представлены такие приемы, как «Решение проблемной ситуации», «Войди в образ», «Собери овощных друзей», «Определение предмета и его составных частей», «Моделирование фигур», «Сравнение», каждый из которых демонстрировался на определенном этапе урока.

В процессе подготовки к педсовету  педагогами была проделана большая работа. Каждый  творчески подошел к выбору предоставляемой информации, и в результате демонстрируемые приемы были настолько интересны и разнообразны по своей сути, направленности, способам и средствам подачи, что равнодушных к происходящему не было.

Исполняя роль учащихся во время показа приема «Решение проблемной ситуации» на этапе урока «Изучение нового материала», педагоги так увлеклись обсуждением выдвинутой проблемы, что их трудно было остановить. Чувство затруднения побудило к анализу ситуации, поиску, а это  в свою очередь вызвало интенсивную мыслительную деятельность, таким образом, результативность данного  педагогического приема присутствующие испытали на себе и сделали соответствующие выводы.

Демонстрация же педагогического  приема «Войди в образ» на этапе урока «Закрепление нового материала» по теме «Бисквитное тесто» создала особую эмоциональную привлекательную среду, которая открыла простор для личной активности и творчества присутствующих на педагогическом совете.  Члены педсовета выступили в роли активных участников театрализованного представления, в роли «умных продуктов», которые по сценарию сказки должны были помочь бабке и деду приготовить бисквитное тесто для пирога.  Педагоги, исполнявшие роль учащихся в зрительном зале, также  получили удовольствие и заряд бодрости от  игрового процесса, так как им необходимо было проявить сообразительность и смекалку, периодически  отвечая на возникающие  у бабки с дедом вопросы по технологии приготовления теста. После показа данного приема практически все присутствующие согласились, что привлечение учащихся к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения адаптироваться в изменяющихся условиях, умения анализировать, принимать решения, общаться.

         В ходе педсовета присутствующие не только смогли принять непосредственное участие в демонстрируемом приеме, воплощаясь в учащихся, но   и понаблюдать со стороны за ходом работы преподавателя на уроке и соответственно поведением самих учащихся. Это стало возможно при показе видеозаписи приема «Моделирование фигур», по теме «Прямоугольное и аксонометрическое проецирование»  на этапе урока  «Закрепление и совершенствование новых знаний». В конце просмотра члены педсовета согласились с тем, что использование данного приема помогает учащимся развивать воображение, пространственное мышление и активную мыслительную деятельность.

В завершении, когда мастер производственного обучения при демонстрации приема «Сравнение» предложила всем выступить в роли учащихся для оценки результатов труда на заключительном этапе урока, членам педсовета представилась возможность проявить свою творческую мыслительную активность, индивидуальность и знания в области кулинарии. Было представлено для анализа несколько вариантов одного блюда, необходимо было высказать свои замечания и пожелания по приготовлению, а также их оформлению. При подведении итогов все пришли к мнению, что таким образом мастер не только стимулирует активность учащихся, но и создает атмосферу, побуждающую к творческому использованию накопленного опыта в разнообразных ситуациях.

Это только небольшая часть педагогических приемов, представленных на педсовете, на мой взгляд, все  они заслуживают внимания, так как каждый  содержит в себе изюминку, неповторимость и в то же время  направлен на достижение одной большой цели - активизации мыслительной деятельности учащихся.

         Что же дает непосредственно педагогу использование разнообразных педагогических приемов в процессе обучения? На этот вопрос каждый из выступающих выдвигал свою точку зрения, с которой трудно было не согласиться. Вот только некоторые из приведенных выводов:

-  использование приема помогает педагогу избавиться от формалистики и скуки на уроке;

-  активизируется эмоциональный, мыслительный и контактный настрой;

-  усиливается интерес учащихся к предмету;

-  укрепляется  вера педагога в себя, так как виден интерес со стороны учащихся;

-  появляется индивидуальное творческое понимание педагогом процесса обучения;

-  возникает деловое сотрудничество учащихся с педагогом.

         В заключение педсовета педагоги поделились своими впечатлениями, отметили, какой из представленных педагогических приемов наиболее приемлем в их деятельности и почему. Высказывания и суждения были самые различные, но на одном сошлись единогласно: такие педсоветы крайне необходимы  в нашей работе, так как они оказывают реальную  помощь в  повседневной деятельности. Ведь всем известно, что на вопрос «чему учить?» отвечают учебные планы и программы, а в решении вопроса «как учить?» инициатива принадлежит преподавателю.

         Хочется отметить еще одну немаловажную деталь: весь ход данного мероприятия был запечатлен на фото и видеопленку. Я думаю, что это просто необходимо, так как повторный  просмотр  позволит не только еще раз при необходимости окунуться в процесс работы педсовета и проанализировать как свой опыт, так и опыт коллег, но и окажет большую помощь молодым специалистам для углубления, совершенствования и обновления своих знаний. Наконец, это еще одна  замечательная страничка из жизни нашего училища, которая вошла в историю и которой по праву мы можем  гордиться.

          Путь к самостоятельности, к потребности познания учащегося труден и тернист, следовательно, крайне необходимо проведение таких педагогических советов,  которые бы, выполняя андрагогическую функцию, обогащали педагога знаниями,  вооружали на поиски новых форм, методов и приемов в обучении.

Категория: Копилка опыта | Добавил: krirpo (25.01.2008) | Автор: И.Б.Нуришанова
Просмотров: 8815 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 unonneway  
0
Этот пост — одно из немногих исключений, когда читаешь с удовольствием и что-то для себя выносишь. Спасибо автору. Добавлю в избранноеhttp://voronezh.recikl.ru/ - . :)

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz