Престижность любого образовательного учреждения, его имидж определены конечными результатами работы, которые включают выполнение плана набора и выпуска, качество профессиональной подготовки выпускников, их трудоустройство и востребованность работодателями в той сфере, где будет осуществляться их трудовая деятельность.
Основными условиями, обеспечивающими качество подготовки выпускников является перестройка и обновление всех компонентов воспитательно-образовательного процесса и ориентация педагогического коллектива на достижение конечных результатов, т.е. на подготовку социально адаптированных, профессионально мобильных выпускников, владеющих профессией и способных к дальнейшему самообразованию, самоопределению и самореализации.
Современная наука утверждает, что добиться перестройки и обновления воспитательно-образовательного процесса можно только путем развития у педагогов готовности к непрерывному самообразованию и обновлению научно-теоретических знаний, включая новые виды профессиональной грамотности: методологическую, психологическую, валеологическую, акмеологическую и др.
В практике работы нашего училища реализуется следующие формы непрерывного самообразования преподавателей и мастеров производственного обучения: коллективная, групповая и индивидуальная.
Коллективная и групповая формы взаимодействия направлены на участие в методической работе через организацию и проведение проблемных семинаров, практикумов, круглых столов, пед.чтений и т.д.
Индивидуальная форма самообразования предполагает проектирование программ профессионального развития преподавателей и мастеров производственного обучения.
Индивидуальная программа профессионального развития является новым подходом к обучению педагогического персонала. Она позволяет определить проблемное поле педагога, выявить наиболее результативный опыт и показать авторский вклад в реализацию общих целей и задач.
Проектирование индивидуальной программы профессионального развития осуществляется поэтапно и предполагает следующий маршрут:
1 этап - заполнение индивидуальной карты профессиональных затруднений и образовательных потребностей;
2 этап - составление индивидуальной программы самообразования;
3 этап - определение степени личного участия в коллективных формах внутрифирменного профессионального обучения;
4 этап - выбор видов и направлений дополнительного профессионального образования.
Работа с педагогическими кадрами ведется одновременно в трех направлениях: молодые специалисты, мастера производственного обучения, преподаватели.
Система обучения направлена на устранение профессиональных затруднений, трансляцию наиболее результативного опыта и создание условий для осуществления учебно-методической и научно – методической деятельности.
Занятия построены по системе форм и методов активного обучения, что позволяет развивать аналитические, проектировочные, исследовательские, информационные, коммуникативные, организационные умения.
Сформировать эти и другие умения можно только в процессе деятельности, поэтому обучение педагогического коллектива строится примерно по одинаковому алгоритму:
- индивидуальная работа с различными источниками информации по намеченной проблеме через изучение и обзор информации с оценкой собственного мнения;
- теоретический семинар в интерактивном режиме, требующий обязательного участия в беседе, дискуссии, обобщении результатов деятельности. «Для меня самым важным было...»;
- практический семинар в интерактивном режиме, требующем обязательного погружения в работу по выполнению конкретных заданий: алгоритм проектирования учебного процесса, описание стандартов достижений, проектирование планов уроков различных типов, вербальное описание самоанализа урока и т. д.;
- «круглый стол» с целью организации публичных выступлений в виде доклада, творческого отчета, методической разработки, презентации «портфолио» и участия в обобщении результатов через «свободный микрофон»
Преподаватели и мастера производственного обучения подтверждают реальный рост профессиональной компетентности: при защите итоговых работ на курсах повышения квалификации; в процессе аттестации при защите творческих отчетов, авторских программ и наработанной методической продукции по предмету; при подготовке статей для журнала «Образование. Карьера. Общество»; при проведении открытых мероприятий, раскрывающих опыт работы (мастер-классы, открытые уроки, творческие мастерские и др.).
Уровень компетентности подтверждают и результаты выпускных экзаменов, промежуточной аттестации, выполнения пробных квалификационных работ по производственной практике, итоговой аттестации, трудоустройства выпускников.
Итогом внутриучилищного обучения стали следующие результаты:
- подготовлены сборники практических работ по предметам: «Технология розничной торговли» (В. Д. Борисова), «Техники эффективных продаж» (В. Д. Борисова), «Товароведение продовольственных товаров» (Я. И. Загребецкая), «Оборудование торговых предприятий» (Н. В. Шапаренко);
- в результате совместной деятельности педагогического коллектива над проектом «Открытие новой профессии» составлены рабочие варианты программ по профессии «Коммерсант в торговле»;
- подведены итоги работы над проектом «Портфолио»;
- разработаны авторские программы факультативных курсов «Техники эффективных продаж» (В. Д. Борисова), «Речь и общение» (Е. В. Провоторова), «Психология семейных отношений» (Е. В. Провоторова), «Мерчандайзинг» (Т. И. Криволапова).
Серьезным стимулом в признании компетентности, повышении карьерного роста является публикации наших педагогов в журнале «Образование. Карьера. Общество» и участие в областных мероприятиях. В конкурсе «Училище года - 2006» методист училища стала лауреатом в номинации «Научно-методическая деятельность». В конкурсе профессионального мастерства среди мастеров производственного обучения по профессии «Продавец, контролер-кассир» мастер училища заняла 1 место и стала победителем в номинации «Элементы педагогической техники, применяемые на уроках производственного обучения».
Таким образом, система внутрифирменного обучения педагогического персонала с одновременным обучением на курсах повышения квалификации и переподготовки в ГОУ «КРИРПО» направлена на повышение уровня компетентности и развитие профессионального роста преподавателей и мастеров производственного обучения.