Управление учебной деятельностью обучающихся
в различных образовательных технологиях
Методический день в ПУ № 47 им. Е. Жилина г. Киселевска
Л. М. Кобец, заместитель директора. по УМР ПУ № 47 г . Киселевска
Перед начальным профессиональным образованием поставлена задача выполнения социального заказа на подготовку квалифицированных рабочих, востребованных на рынке труда. Для этого необходимо найти пути совершенствования качества профессионального образования, а также сохранения психического и физического здоровья обучающихся.
Преподаватели и мастера производственного обучения училища работают над этой проблемой. Сделаны первые шаги, появился первый опыт, которым они поделились с коллегами ОУ НПО Киселевска, Прокопьевска, Новокузнецка.
Педагог-психолог Татьяна Венедиктовна Балахонова рассказала о том, как проходит реализация программы сохранения и укрепления здоровья обучающихся через уроки производственного обучения профессии «Сварщик».
В училище, начиная с 2005-2006 учебного года, работала творческая группа из восьми человек: медработник, педагог-психолог, преподаватели, мастера. Основными направлениями деятельности этой группы были:
- диагностика состояния физического и психического здоровья обучающихся;
- профилактическая работа с обучающимися;
- просветительная работа в педагогическом коллективе;
- работа с семьей;
- применение новых здоровьесберегающих технологий.
Был проведен мониторинг состояния здоровья (2003- 2006 г .), который показал, что с каждым годом, количество обучающихся с хорошим здоровьем сокращается. С этой целью в училище разработаны и внедрены комплексы коррегирующей гимнастики при различных нарушениях здоровья: гимнастика для глаз, упражнения на снятие напряжения глаз, шейного и поясничного отделов позвоночника, упражнения на расслабление мышц мелкой моторики рук и кистей рук обучающихся профессии «сварщик», разработаны комплексы упражнений на снятие эмоционального напряжения.
Работа дала положительный результат: диагностика, проведенная в конце года, показала повышение умственного интеллекта на 15 %.
С той же целью улучшения качества образования и сохранения здоровья обучающихся была опробирована модульная технология (проект международной организации труда) в производственном обучении первого курса обучающихся профессии «Сварщик» и группы третьего курса профессии «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования».
Обучение профессии «Сварщик» по модульной технологии ведет мастер производственного обучения высшей категории Васильева Любовь Аркадьевна. 378 часов производственного обучения на первом курсе профессии «Сварщик» было разбито на 3 модульных блока, каждый из которых содержал определенное число учебных элементов (УЭ).
№ п/п |
Наименование модульного блока |
Кол-во УЭ |
Академ. кредит |
Результаты |
1 |
Прихватка деталей из низкоуглеродистой стали |
29 |
102 часа |
1. Организовать рабочее место
2. Соблюдать правила ТБ и гигиены труда
3. Выбрать необходимое оборудование, инструмент, материалы и средства индивидуальной защиты для выполнения сварочных работ
4. Выполнить разделку и подготовку кромок под сварку
5. Выполнить прихватку деталей из низкоуглеродистой стали |
2 |
Ручная дуговая сварка деталей и углов из низкоуглеродистой стали в нижнем положении |
35 |
138 часа |
1. Организовать рабочее место
2. Соблюдать правила ТБ и гигиены труда
3. Выбрать необходимое оборудование, инструмент, материалы и средства индивидуальной защиты для выполнения сварочных работ
4. Выполнить разделку и подготовку кромок под сварку
5. Выполнить сварку деталей из низкоуглеродистой стали стыковыми и угловыми однопроходными и многопроходными швами в нижнем положении
6. Определить качество швов |
3 |
Ручная дуговая сварка деталей и узлов из низкоуглеродистой стали в вертикальном положении |
35 |
138 часов |
1. Организовать рабочее место
2. Соблюдать правила ТБ и гигиены труда
3. Выбрать необходимое оборудование, инструмент, материалы и средства индивидуальной защиты для выполнения сварочных работ
4. Выполнить разделку и подготовку кромок под сварку
5. Выполнить сварку из низкоуглеродистой стали стыковыми и угловыми соединениями однопроходными и многопроходными швами в верхнем положении
6. Определить качество швов |
В ходе обучения проводились контрольные процедуры: тесты I уровня, контрольные вопросы, практические работы. Только после успешного усвоения одного учебного элемента обучаемые переходили к изучению следующего.
После изучения каждого модульного блока обучаемые проходят промежуточные квалификационные испытания, в которые входят наиболее важные вопросы УЭ данного модульного блока и практические задания, выполнение которых будет свидетельствовать о приобретении обучаемыми необходимых практических навыков.
Во время обучения мастер ведет регистрацию фактического времени изучения УЭ и число попыток прохождения проверки усвоения УЭ. На каждого обучаемого заполняется лист регистрации результатов обучения, в котором обучаемые отмечают время начала и окончания изучения УЭ, включая время прохождения и проверки усвоения. Форму контроля учебного процесса мастер размещает на видном месте в мастерской, чтобы обучаемые могли видеть результаты своего обучения на протяжении всего учебного процесса.
Анализ усвоения учебных элементов заполняется мастером и позволяет выявить учебные элементы, вызывающих наибольшие трудности и подлежащих корректировке.
Мастер производственного обучения составляет также график коррекционной работы, в котором указываются фамилии обучающихся, которые по какой-либо причине (болезнь, прогул, слабая успеваемость) не смогли усвоить учебные элементы своевременно и определяется время дополнительного занятия по усвоению данного УЭ.
Изучение учебного элемента обучаемые ведут самостоятельно, в случае затруднения обращаются к мастеру.
Анализ результатов, полученных в ходе производственного обучения профессии «Сварщик» по модульной технологии выявил следующее:
- многократное выполнение обучаемыми необходимых рабочих операций как в ходе самого учебного процесса, так и при прохождении трехступенчатого контроля усвоения материала, обеспечивает формирование у обучаемых устойчивых навыков выполнения работ;
- отсутствие пробелов знаний, умений, навыков;
- улучшение качества обучения на 9%;
- успешная сдача экзаменов поэтапной аттестации.
Программу предвыпускной производственной практики по модульной технологии для специальности «Монтажник санитарно-технический, вентиляционных систем и оборудования» подготовила мастер производственного обучения Т. А. Чащина. Тематический план программы состоит из 16 учебных элементов.
Анализ показал, что результатом применения модульной технологии обучения стала успешная сдача выпускных квалификационных экзаменов; качественная успеваемость повысилась на 4 %.
Масленникова О.И. на программу курса (315 часов) разработала 6 модульных блоков, каждый из которых состоит из определенного числа учебных элементов. Например, МБ 6 «Эксплуатация и ремонт сантехнических систем и оборудования» разбит на 12 УЭ при академическом кредите 82 часа.
Результатами обучения стали следующие приобретенные умения:
- Умение понимать в полном объеме содержание информации, представленной в письменной форме;
- Умение передавать информацию в письменной форме;
- Умение воспринимать информацию в устной форме;
- Умение передавать информацию в устной форме и отвечать на относящиеся к ней вопросы.
Для оценки знаний, умений, навыков составлены тесты второго уровня.
Анализ апробации показал, что модульное обучение позволяет сформировать у обучающихся способность самостоятельно получать знания, потребность в самообразовании, повысить интерес к получаемой профессии, ликвидировать пробелы ЗУН. Группа успешно сдала экзамен по предмету «Технология монтажа санитарно-технических систем и оборудования», качественная успеваемость повысилась на 6 %.
Таким образом, модульное обучение представляет большие возможности для развития обучающихся, его самообразования, предполагает поэтапное формирование профессиональных навыков и компетенций, активизацию самостоятельной учебной деятельности, подкрепленную самоконтролем, повышается интерес к выбранной профессии. На протяжении всех уроков обучения по модульной технологии обучающиеся сохраняют уравновешенное психическое состояние, следовательно, о данной технологии можно говорить, как о здоровьесберегающей.
|