Организация внутриучилищного контроля
в ГОУ НПО ПУ-82 с. Тарасово
Сизева Вера Григорьевна, ГОУ НПО ПУ – 82 с. Тарасово, зам. директора по учебно-методической работе
652393, Кемеровская область, Промышленновский район, с. Тарасово, ул, Заречная, 82Г, тел. (242) 6-41-30, e-mail: pu82@rambler.ru
Организация внутриучилищного (ВУК) контроля в профессиональном училище имеет свои особенности.
В ГОУ НПО ПУ-82 с. Тарасово создана оптимальная система внутриучилищного контроля. Результативность ВУК мы смогли выявить используя следующую анкету.
Цель: выявить результативность ВУК на основе анализа адекватности его характера, степени готовности учителя к переходу на самоконтроль.
1. Какие аспекты Вашей деятельности обычно контролирует администрация школы?
2. Были ли случаи посещения администрацией ваших уроков по Вашей просьбе?
На следующие вопросы ответьте, проставив баллы:
5 - да; 4 - скорее да, чем нет; 3 - и да, и нет; 2 - скорее нет, чем да; 1 - нет.
1. Считаете ли Вы контроль за Вашей работой объективным?
2. Испытываете ли Вы контроль за Вашей работой объективным?
3. Испытываете ли Вы чувство страха в то время, когда Вас контролирует администрация?
4. Замечаются ли во время контроля Ваши успехи и положительные результаты?
5. Делитесь ли Вы откровенно своими проблемами и неудачами с руководством школы во время контроля?
6. Имеете ли Вы возможность во время контроля отстаивать собственную точку зрения, не опасаясь за последствия?
7. Получаете ли Вы в результате контроля ясное представление о путях достижения более качественных результатов?
8. Чувствуете ли Вы, что в результате проведения контроля у администрации школы возрастает доверие к Вам как к учителю?
9. Можете ли Вы утверждать, что после проведения контроля Вы работаете лучше?
10. Считаете ли Вы, что проводимый контроль приносит Вам несомненную пользу и поэтому является услугой администрации?
Подсчитайте общую сумму баллов.
От 45 до 33 баллов - тема контроля оптимальна, ориентирует учителя на успех и стимулирует его рост.
От 32 до 21 баллов - оптимальная система контроля, ориентирующая учителя на успех, де сложилась; его проведение не всегда оказывает положительное влияние на учителя.
От 20 до 9 баллов - контроль воспринимается учителем как жесткие, несправедливые меры, не стимулирует его педагогического роста.
Средний балл по анкете в ГОУ НПО ПУ-82 с. Тарасово составил 36 баллов: тема контроля оптимальна, ориентирует учителя на успех и стимулирует его рост.
В училище активно используется коллективный контроль и взаимоконтроль. Контроль осуществляет большая часть педагогов, используя различные формы: взаимоконтроль, открытые уроки, наставничество, клуб «Начинающего педагога».
Коллективный контроль, осуществляемый учительским коллективом, имеет не столь жесткие формы, как административный, - это контроль равных по положению, и поэтому он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе. Деятельность учителей может быть проанализирована и оценена самими педагогами в процессе работы коллегиальных органов управления. Коллеги могут оценить эффективность внедрения новых методов преподавания, проверить исполнение индивидуального плана развития учителя и его участие в реализации коллективно принятых решений. Его цель - оказание необходимой помощи в виде совета, рекомендаций, экспертного заключения компетентных специалистов и одновременно коллег, решающих с педагогом общие задачи. Коллективный контроль приносит наибольшую пользу, когда необходима широкая экспертная оценка работы педагога, например, при аттестации кадров.
Педагоги и руководители школы могут выполнять функцию контроля по отношению друг к другу. В этом случае говорят о взаимоконтроле. Взаимный контроль оказывается наиболее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации. Передавая свой опыт, каждый из учителей изучает, как идет его освоение коллегами. Взаимоконтроль может быть между специалистами равной квалификации, а также между руководителями, имеющими в коллективе одинаковый статус, например, между руководителями методических объединений.
Контроль деятельности учителя со стороны коллег обладает большой силой воздействия на сотрудников. Его результаты непосредственно влияют на статус педагога в коллективе. Поэтому при организации коллективного контроля и взаимоконтроля важно учитывать индивидуальные особенности контролируемых и контролирующих, личные симпатии и антипатии. В противном случае может возрасти число конфликтов.
Приказом директора создается группа педагогов осуществляющих административный контроль.
Качественный состав группы
осуществляющей административный ВУК
При организации ВУК используются такие способы управления как дифференциация и индивидуализация. В училище используется следующая система классификации педагогов на группы:
Ветераны педагогического труда в основном работают на самоконтроле.
Педагогам группы «Компетентность и добросовестность» приказом директора делегирован административный контроль. Конкретные задачи контроля определены для всех остальных групп.
ВУК осуществляется в определенной последовательности. Это обоснование проверки: почему проверяется тот или иной участок деятельности училища. Затем формулируется цель: что необходимо получить на выходе, зачем нужна эта информация. Далее разрабатывается алгоритм, структурная схема предстоящей проверки. Затем организуется сбор и обработка информации о состоянии изучаемого объекта по разработанной схеме. В заключительной части оформляются основные выводы по результатам проверки: раскрываются основные причины недостатков (успехов), определяются рекомендации (методические по исполнению должностных обязанностей), принимаются управленческие решения (перестановка кадров, обобщение опыта и т.п.), определяются сроки последующего контроля, обсуждаются итоги проверки (на педсовете, заседании кафедры, методическом совете).
Структура процессов ВУК в ГОУ НПО ПУ-82 с. Тарасово
Структура ВУК – это устойчивая связь всех его элементов, в которой определен порядок и способ взаимодействия руководителя системы и педагогов (цель, метод, вид, форма).
Цель, метод, вид, форма контроля тесно связаны между собой.
ВУК квалифицируется по различным признакам:
- по признаку исполнителя контроля
- по охвату объектов контроля
- по используемым методам
- по периодичности проведения
Структуру процессов контроля в училище можно представить следующим образом
Цель ВУК: обеспечить профессиональную и общеобразовательную подготовку учащихся по уровню установленному ГОС, в соответствии с требованиями работодателей.
Задачи ВУК:
1. Повышать уровень квалификации педагогических кадров.
2.Совершенствовать учебно-методическое обеспечение по профессиям, предметам, производственному обучению.
3.Продолжить работу по формированию МТБ
4.Совершенствовать систему руководства и контроля .
Содержание ВУК в ГОУ НПО ПУ-82 с. Тарасово
Результаты ВУК оформляются на бланках различных статистических и аналитических документах, в форме справок. (бланки прилагаются)
ВУК в ПУ-82 организован системно и рационально по всем основным направлениям учебного процесса.
|