Воскресенье, 24.11.2024
Сетевая методическая копилка
Меню сайта
Категории каталога
Управленческая деятельность [8]
Воспитание [18]
Соцпартнёрство [5]
Общеобразовательные дисциплины [9]
история профобразования [0]
Спецдисциплины [9]
Копилка опыта [6]
Главная » Статьи » Управленческая деятельность

Использование разноуровневых тестов в процессе мониторинга качества подготовки выпускников педагогического колледжа

Использование разноуровневых тестов

 

в процессе мониторинга качества подготовки выпускников педагогического колледжа

 

Г. М. Адамова, преподаватель Беловского педагогического колледжа Кемеровская область 

Тел. раб. (38452) 6-20-19, 2-28-85

Тел. дом. (38452) 3-52-75

e-mail: gouspobpk2006@yandex.ru

 

Тестирование - актуальный сегодня метод контроля знаний, умений и навыков  студентов. Автор попыталась обобщить результаты по использованию разноуровневых тестов в зависимости от дидактической цели контроля,  содержания учебной дисциплины,  уровня развития студентов и  др. в рамках педагогического мониторинга качества подготовки выпускников.


         В настоящее время в образовании возникла необходимость построения системы педагогического мониторинга. Это связано, прежде всего, с большим объемом информации о ходе и промежуточных результатах педагогического процесса, а также с необходимостью упорядочивания ее использования в системе управления. Иногда возникает проблема не только избыточности, но и необъективности информации, что не позволяет принимать адекватные управленческие решения. При использовании педагогического мониторинга в образовательных учреждениях содержание информации может оставаться одним и тем же, но форма ее представления существенно изменяется, что дает возможность выявлять и оценивать промежуточные результаты педагогического процесса, факторы, повлиявшие на них, а также принимать и реализовывать управленческие решения по регулированию и коррекции педагогического процесса.
         Педагогический мониторинг как система находится в стадии становления. В последнее десятилетие значительный вклад в разработку теории этого вопроса внесли А. Н. Майоров, Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова, В. А. Кальней, В. Е. Каштан, М. В. Каплан, М. М. Поташник, В. Рындак, А. И. Севрук и др.

         Одним из эффективных средств мониторинга качества подготовки выпускников Беловского педагогического колледжа является тестирование. Тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков, представлений, выявить пробелы в подготовке специалистов, увеличить накопляемость оценок, а также проверить соответствие выпускников требованиям ГОС СПО.

         Преимущества тестирования обусловлены тем, что профессионально сделанный тест явля­ется научно-обоснованным методом контроля знаний. Представляется, что тестирование получит широкое распространение в отечественной педагогической практике уже в самое ближайшее время. Однако необходимым условием этого является разработка рекомендаций по его применению, в частности - в условиях педагогического колледжа, т. к. не­достаточно глубоко разработаны вопросы методики составления и использования тестов, а если эта информация и есть, то она почти недоступна педагогам. Поэтому на практике вопросы тестирования вызывают немало трудностей.

         В нашем коллективе накоплении опыт использования тестов разных уровней, отработана методика применения тестирования как средства мониторинга в зависимости от уровня развития студентов, сложилась система работы педагогов.

         Проведенная работа позволила сформулировать следующие выводы:

         1.  Для проверки качества усвоения материала на уровне знакомства должны использоваться тесты, требующие выполнения деятельности на узнавание полученной информации (тесты 1 уровня). Такими тестами могут быть задания на опознание, различие и классификацию объектов, явлений или понятий - альтернативные тесты. В тестах данного уровня можно выделить тесты на опознание и тесты на различие. Тесты на опознание являются наиболее простыми: для их выполнения необходимо лишь указать, относятся ли описываемые признаки или явления к признакам или явлени­ям данного типа. Тесты на различие (выборочные) - более сложны, однако в них также содержится эталон ответа. Просматривая перечень возможных вариантов ответов, студент выбирает из него один или несколько, которые отвечают на поставленный вопрос.

         2.  Тесты более высокого (2) уровня, соответствующие «знаниям-копиям», требуют от студентов выполнения действий по воспроизведению   информации об объекте   изучения по памяти. Такими тестами могут быть изложение и анализ основных признаков и свойств объектов, их характеристик. При выполнении тестов дан­ного уровня необходима репродуктивная деятельность студента, который должен воспроизвести уже усвоенные сведения, форму­лируя точные ответы, соответствующие эталону.

         3.  Тесты 1 и 2 уровней обеспечивают контроль за усвоением материала на стадиях его заучивания и понимания, поэтому их использование наиболее целесообразно при осуществлении текущего контроля: при проверке подготовленности студентов к выполнению лабораторно-практического занятия, оценке этого занятия, а также в ходе и по результатам лекции.

         4.  Тестовые задания 3 уровня требуют от студента овладения умением применять усвоенную информацию в практической деятельности при решении типовых заданий. При этом всегда имеет место продуктивная деятельность студента, в результате которой приобретенные им знания проверяются практически. Воспроизведение и использование знаний происходит в том виде, в котором они были усвоены в процессе обучения.

         5.  Тесты, соответствующие уровню творчества (4 уровень), требуют такого овладения знаниями и умениями, которые позволяют принимать решения в новых проблемных ситуациях. К этому уровню относятся задания такого типа, для выполнения которых студент должен уметь хорошо разбираться в сложной ситуации, найти новое нестандартное решение поставленной проблемы.

          6.  Использование тестовых заданий третьего, реже - четвертого уровней позволяет осуществлять рубежный контроль за качеством усвоения знаний студентами после прохождения определенного раздела учебного курса.

          7.  Получая предварительные результаты обучения, преподаватель имеет возможность сопоставить их с базисными знаниями студентов, оценить качество усвоения учебного материала, выявить не только групповой, но и индивидуальный уровень усвоения ма­териала  и внести, при необходимости, соответствующие коррективы в организацию учебного процесса  и мониторинга качества подготовки студентов.

          8. Учитывая уровневую сложность тестов, рекомендуется использовать их в зависимости от курса обучения в следующем порядке:

     1 курс - тесты-опознания, соотнесения.

     2 курс - тесты-подстановки, конструктивные тесты.

     3 курс - усовершенствованные варианты перечисленных тестов;

     4 курс - творческие задания.

          Для групп с более высокой успеваемостью предлагаются следующие виды тестов:

     1 курс - тесты-опознания, различения, соотнесения, тесты-подстановки с выбором слов по количеству вопросов (нет лишних слов).

     2 курс - конструктивные тесты, тесты-подстановки (для каждого вопроса свой вариант группы слов, есть лишние)

     3 курс - творческие задания, тесты-подстановки (группа слов для всех вопросов одна, есть лишние)

     4 курс - творческие задания, самостоятельная разработка тестов, тесты-подстановки без вариантов ответов.

         9. Метод тестирования широко применим к теоретическим предметам, на практических (физкультура, художественный труд, рисование и т.п.) его возможности весьма ограничены. Для практических уроков необходимы другие методы контроля, например, зачет, письменные и устные опросы, практическое выполнение работы, упражнения и т.п.

         Студенты с тестами работают охотно, создавая, например, тесты достижений по отдельным темам.

         Применение вычислительной техники и программно-обучающих комплексов при тестировании позволило перейти к адаптивной форме обучения студентов, являющейся наиболее эффективной формой организации учебного процесса в педагогическом колледже.

        Опыт применения тестирования в педагогическом колледже показал, что с целью более объективного и глубокого контроля ЗУН выпускников необходимо переходить от гетерогенных тестов к интегрированным. Разработка таких тестов предполагает и высокую профессиональную подготовку преподавателей.        

          Таким образом, использование разноуровневых тестов в учебном процессе способствует осуществлению систематического контроля за качеством обучения на различных его этапах, что делает процесс подготовки будущих специалистов для образовательных учреждений города и области более эффективным.

         Однако я считаю, что тестирование не может являться единственным средством мониторинга, что высокая эффективность проверки степени подготовки выпускников может быть достигнута разумным соотношением различных методов и средств: наблюдение, анкетирование, опрос, метод групповых оценок,  привлечение работодателей к участию в работе комиссии  для итоговой государственной аттестации, общественная оценка и др.

Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename="" Content-Type: application/octet-stream
Категория: Управленческая деятельность | Добавил: krirpo (14.01.2008) | Автор: (38452) 6-20-19, 2-28-85
Просмотров: 2892 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz