О. В. Исакова, преподаватель спецтехнологии,
ПУ № 11 г . Новокузнецка
Общеизвестно, что целью педагогической деятельности является не только усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и воспитание социально зрелой личности, способной успешно адаптироваться в социуме, трудовом коллективе, стремящейся к профессиональному росту, самосовершенствованию. В связи с этим большое значение приобретает этап рефлексии, включенный в структуру урока. Приведем некоторые определения, помогающие вникнуть в суть понятия «рефлексия».
Рефлексия (от лат. reflexio - отражение, обращение назад):
- слово, которым в житейском смысле обозначают размышление, наполненное сомнениями и колебаниями в принятии решений;
- в философском смысле - размышление, направленное не на внешний мир, а на анализ человеком собственных мыслей и переживаний;
- в психологическом и педагогическом смысле - более или менее четкое осознание человеком своих психических процессов, действий, состояний, личных качеств и их изменений в процессе развития в тех или иных условиях среды.
Важно осознавать не только себя и свою активность, но и факторы предметной и социальной среды. Насколько непростыми являются процессы рефлексии, видно из того, что, например, взаимодействуя с другими людьми, человек так или иначе должен осознавать, каков он сам есть в действительности, каким он видится «глазами других». А педагог, руководитель должен еще учесть, каким его подопечный кажется самому себе в отличие от того, каков он есть на самом деле. Кроме того, если учесть, что взаимодействуют, как минимум, двое, то указанные процессы рефлексии как бы удваиваются в том смысле, что каждый из участников общения думает и за себя, и за партнера по общению (создается как бы эффект удвоенного зеркального взаимоотображения людьми друг друга со всей возможной путаницей в этом деле). Активизация процессов рефлексии часто оказывается полезным средством преодоления межличностных конфликтов.
Рефлексия как способность человека к самоотчету имеет прямое отношение к принципу сознательности в педагогике и является необходимым условием разумной регуляции, саморегуляции деятельности человека, взаимоотношений с другими людьми, достижения наивысших результатов в труде, учении и игре.
Понимая, что процесс рефлексии, самооценки, снимает недовольство друг другом в процессе общения между учеником и учителем, способствует развитию толерантности, постоянно применяем этап рефлексии в конце урока, после подведения итогов.
Помогая человеку в анализе своего внутреннего мира, рефлексия выступает как источник самосознания. Рефлексивная деятельность является обязательным моментом любого процесса, связанного с саморазвитием, самовоспитанием, самообразованием, то есть несет в себе человекосозидающий потенциал и органична для педагогического процесса. Состояние рефлексии – особое состояние, переживаемое как осознанное, отслеживаемое «скольжение» по структуре созерцаемого предмета. Особенностями рефлексии являются: момент отстранения, «невключенности» в действие, вынесения себя за пределы события, процесса, деятельности, системы отношений; позиция «активного созерцания»; безоценочное рассмотрение.
Дж. Лонг разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания. Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой психологии. Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции понимания.
Для педагогики рефлексия открывает путь к преодолению противоречия между сложнейшими педагогическими задачами современности, требующими глубокого теоретического осознания, и теми прикладными способами их решения, которые господствуют в массовой образовательной практике. Выход на уровень рефлексии позволяет преодолеть ограничения, заданные пространством собственных знаний. Через это достигается новый уровень осмысления сугубо внутрипедагогических вопросов, задающих перспективные точки развития образовательной практики.
Таким образом, одной из основных задач успешного образовательного процесса можно считать самоанализ обучающихся и педагога во время занятий. В конце каждого занятия или его части, после повторения пройденного материала, нужно проводить рефлексию состояния обучающегося, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая либо коснулась его, либо захватила его, либо была для него полезна и интересна, либо он остался совершенно безразличным к происходящему.
Педагог может предложить учащимся ответить в конце урока в письменном виде на ряд вопросов:
Доволен ли ты тем, как прошел урок? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? Ты был активен на уроке? Учитель был внимателен к тебе? Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? Ты сумел показать свои знания?
Переход педагога к новой системе профессионального бытия возможен через осознание цели и смысла своей работы путем освобождения от всех форм искаженного педагогического сознания, стереотипов; через построение систем подлинно педагогических человекоориентированных отношений, где результативность воспитательно-образовательного процесса определяется способностью его участников к взаимоизменению; через замену «ритуального» профессионального поведения на концептуальность.
Например, при объяснении новой темы необходимо приглашать обучающихся к диалогу, поощряя фразами: «Вот молодец, мне эта мысль и в голову и не пришла», «Я счастлива, когда вижу, что вы меня понимаете».
Если во время объяснения обучающиеся не поняли тему, ни в коем случае нельзя винить в этом только их. Надо помнить, что 90 % неусвоенного материала - это вина учителя, здесь главное - найти верное решение возникшей проблемы. Задать дополнительные вопросы, чтобы подвести их к понятию учебного материала. Не нужно бояться таких фраз: «Теперь мне ясно, почему вы меня не поняли».
Для поощрения рефлексивных проявлений обучающихся преподавателю надо забыть выражения: «Я - последняя буква в алфавите! Твое «я» нас не интересует! Когда тебя спросят, тогда и говори!»
На рефлексивную фразу ученика должна быть положительная реакция учителя:
«А вот мы с папой недавно…»: «Ну-ка, расскажи, как вы с папой».
При этом важно проявлять искреннюю заинтересованность рассказом ученика.
В конце каждого рабочего дня педагог осуществляет рефлексию своей деятельности:
1. Была ли сегодня жизнь группы наполнена нравственным содержанием?
2. Какие нравственные ценности были доведены до обучающихся, какие действия организованы, какие поступки поощрены?
3. Все ли возможное было сделано сегодня для нравственного совершенствования обучающихся? Что было упущено?
4. Были ли обучающиеся довольны общением со мной сегодня? Что помогло достичь взаимопонимания?
5. Удалось ли мне сегодня:
справедливо поступить; поддержать кого–либо добрым советом; поощрить кого–то за добрые дела; помочь разрешить спор, недоразумения; помочь выйти из затруднения?
6. Кто из ребят остался равнодушным к моим воздействиям? Почему?
7. Сколько замечаний было сделано мною обучающимся? За что?
8. Как были сделаны замечания: тон (спокойный, резкий, крикливый); наедине или при всех; с оттенком безразличия или заинтересованности; форма замечания (указание, вопрос, просьба, легкая ирония, порицание, требование).
9. Насколько характер сделанных мною замечаний соответствует требованиям ситуации.
Одним из важных способов развития рефлексивных способностей у обучающихся является поощрение свободного выражения незнания. Учитель обязан создать на уроке такую атмосферу, которая позволяла бы спокойно признаваться в незнании чего-либо, не бояться задавать «глупые» вопросы. Часто, задавая такие вопросы, обучающийся учится видеть за внешними проявлениями сущность явления, например, при изучении процесса кристаллизации наивный вопрос «почему снежинки имеют разную форму?» позволяет понять, как образуется кристалл, а вопрос «почему вода остается на поверхности ложки?» помогает изучить физические свойства металла. Поощряя диалоги незнания, педагог подводит ученика к диалогам сомнений и критики. Типичная ошибка - слова учителя, не подверженные сомнению: как известно, через сомнение происходит движение вперед. Для более полного изучения материала необходимо смотреть глубже, все ранее ясное становится таким неясным, и это продвигает учеников на осмысливание каждой фразы учителя.
Рефлексивные способности ученика развиваются, если педагог от роли судьи или эксперта переходит к сотрудничеству. Например, если во время урока обучающийся не взял книгу, нужно предложить: «Давайте вместе подумаем, почему у нас сегодня не получилось продуктивно поработать?» Можно превратить ситуацию в шутку: «С ленью бороться тяжело, и победа сегодня на ее стороне!»
Для более полного рефлекторного восприятия мира можно сделать урок, когда учителем становится ученик. Желательно, чтобы на эту роль обучающиеся не назначались, а выбирались. Обычно ребята выбирают самого «слабого ученика», так называемого «плохиша». Интересно наблюдать, как вчерашний двоечник сегодня объясняет материал у доски, задает вопросы учащимся, в общем, проводит урок. Можно предложить ученикам ролевую игру с решением производственной задачи. Ситуации могут быть разными: распределение ролей рабочих в бригаде при получении задания, проигрывание действий рабочего, анализ результатов, предложение вариантов, повышающих производительность труда, определение коэффициента трудового участия каждого члена бригады. Такие ролевые игры позволяют сформировать у обучающихся видение трудовой деятельности со стороны.
При объяснении новой темы желательно свой рассказ прерывать вопросами: «Вы со мной согласны? А как по-вашему? Какова ваша точка зрения по этому вопросу?»
В результате у обучающегося формируется привычка смотреть на происходящее вокруг него с разных позиций и терпимо относиться к разным точкам зрения. Кроме того, решая задачи, предложенные учителем, обучающийся сам начинает задавать себе вопрос: «Нет ли более простого решения?»
Педагогу необходимо культивировать демократичные отношения между обучающимися и преподавателями. Это важное условие для профессионального роста, да и ученики тогда строгое отношение к ним принимают как справедливое.
Не только рефлексия позволяет создать благоприятную образовательную среду для формирования личности обучающегося. Это могут быть классные часы об отношении к урокам, предметам, учителям, заполнение опросных листов с вопросами, например: «Что нравится на уроках? Что не нравится на уроках? Можешь ли учиться лучше по предмету? Что мешает учиться лучше? Какие действия учителя считаешь неправильными? Какие вопросы остались после занятия без ответа? Поставь оценку учителю по 10-балльной системе. Обоснуй ее. Поставь себе оценку по 10-балльной системе. Обоснуй ее» и т. д.
Если мы научим ребят изучать, осознавать себя, отвечать на вопросы «кто я?» и «чего хочу?», то они научатся принимать решения, нести ответственность за свои поступки.
Важно помнить, что для обучающихся личность педагога значит беспредельно много, а поэтому прежде чем принять решение или сделать замечание, совершить поступок, необходимо оценить, взвесить свои действия. Тогда результатом будет являться сформированная система ценностей наших выпускников и их созидательные поступки.