Вольф Е.В., заместитель директора по организационно-воспитательнойработе
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Прокопьевский элекромашиностроительный техникум»
(ГОУ СПО ПЭМСТ) e-mal:PEMST 2002@RAMBLER.RU
Изменения во многих сферах российской социально-экономической жизни не могут не отражаться на состоянии образования. Быстроменяющаяся действительность требует не только определенного уровня знаний, но и умений выживать, используя свой творческий потенциал.
«Профильная смена», проведенная в 2006 году, была направлена на решение такой проблемы как развитие творческих способностей и обучение общению.
Цель нашей работы :
Выявление путей и средств организации «Профильной смены» как формы воспитательной работы в ГОУ СПО ПЭМСТ.
Задачи:
1. Обеспечить самореализацию творческих способностей обучающихся во время «Профильной смены».
2.Создать условия для формирования здоровьясбересберегающего пространства в техникуме.
Были определены проблемные направления реализации «Профильной смены» в ГОУ СПО ПЭМСТ: творчество и общение, отдых и оздоровление.
Профильная смена, имеющая свои проблемные направления, дает реальную возможность отследить готовность к профессиональному обучению студентов I-II курсов, отследить реализацию профессионального обучения студентов III курса и готовность к профессиональной деятельности студентов IV курса.
В Прокопьевском электромашиностроительном техникуме разработана своя модель профильной подготовки. Она позволяет создать условия, в которых студенты сами выбирают профиль, в соответствии со своими возможностями и подготовленностью к процессу обучению.
Профилизация в воспитательной работе реализуется на основе личностных качеств будущих специалистов, их творческих способностей.
«Профильная смена» – форма воспитательной работы, при которой учитываются интересы, склонности и способности студентов, создаются условия для максимального развития в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями. Независимо от конкретной направленности «профильная смена» предоставляет возможность студентам ответить на ряд важных для них вопросов: с какой целью я учусь? Какие положительные стороны обучения именно в этом учебном учреждении?
«Профильная смена» является одним из направлений специализированной подготовки формального и неформального студенческого актива.
Подготовка профильной смены, которая проводится в зимние каникулы, начинается с начала учебного года. В рамки подготовительного этапа «профильной смены» входит диагностика актуальных проблем, формирование «профиля» смены, Положения, программы, планов.
Основным документом работы «профильной смены» является положение о студенческой профильной смене Прокопьевского электромашиностроительного техникума, разработанного в соответствии с федеральным законом от 28июня 1995 года №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и общественных объединений». Дополнительным документом является региональная целевая программа «Молодежь Кузбасса 2006-2008», которая направлена на создание и развитие социально-экономических условий, духовно-нравственного воспитания молодежи.
Учредителями смены выступила администрация техникума. Возглавил её заместитель директора по воспитательной работе. В состав оргкомитета вошли:
- администратор смены;
- заместитель директора техникума по БЖ;
- педагог-психолог;
- организатор досуга;
- медицинский работник;
- инструкторы отрядов из числа членов студенческого актива.
Участниками профильной смены стали:
- представители студенческого совета техникума;
- члены студенческих объединений техникума;
- студенческие творческие коллективы;
- студенты, делегированные от групп.
Участвовать в работе «профильной смены» можно в качестве поощрения или награды за активную общественную работу. Делегаты от групп выдвигались на основании решения группы и ходатайства классного руководителя.
Формами работы были выбраны социально-ролевые отношения, практиковалась работа в малых творческих группах, в каждой из которой был свой интеллектуальный лидер. Через коллективные творческие задания активизировалось мышление, интеллект, рождались новые идеи, реализовался творческий потенциал..
Направления работы «профильной смены» были реализованы через:
- организацию КТД
- проведение тематических дней
- спортивные мероприятия;
- ведение летописи.
Схема управления «профильной смены»
Орг. комитет Инструктора
Зам.директора по ОВР Дежурный отряд
Педагог-психолог Бодрячковый отряд
Организатор досуга Летописный отряд
Администратор
Работая, на «профильной смене», проведенной в 2006 году мы получили следующие результаты:
1.Умение выделять проблему и решать ее.
Мы выделили проблему - развитие творческих способностей и обучение общению и постарались решить её вместе с ребятами..
2. Зачислили новых участников в студенческие объединения
Пополнились новыми участниками пресс-центр и команда КВН техникума, коллектив брейк-данса.
3. Выявили новое направление деятельности педагогического коллектива.
Профильная смена выявила и проблемы в организации образовательного процесса в техникуме, стал вопрос о негативной стороне взаимоотношений преподавателей и студентов: ребята откровенно говорили о том, что зачастую именно в этом причина пропусков занятий и низкой успеваемости. А это приводит к исчезновению желания и возможности проявить себя.
Современный выпускник СПО должен уметь выстраивать свое альтернативное поведение, оценивать свои намерения, отвечать за его последствия. Профильная смена позволяет сформировать у обучающихся умения самопрезентации, умение анализировать проблемные ситуации, предвидеть их последствия, умения интегрировать и синтезировать информацию, обсуждать и принимать решения. Она дает возможность развить лидерские качества, а так же навыки здорового образа жизни.
Мероприятия подобного плана проводят многие учебные учреждения. Наши смены проводятся целенаправленно, и если не будет понимания, для чего проводится мероприятие, оно рискует превратиться в развлечение. Таким образом, тщательная подготовка и методическое обеспечение «профильных смен» позволяет нам получать положительные результаты. Одновременно мы получаем интересную информацию, которую используем в процессе принятия психолого-педагогических решений.
1.Воспитательная деятельность педагога [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова;Под ред. В.А. Сластенина..-М.: Издательский центр «Академия»,2005.-334с.
2.Воспитательная работа в новых условиях
(опыт учреждений профессионального образования). Научно-методический сборник [Текст]:Авторы составители: Семенов И.П. Ткаченко Е.В.-М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ,2003,280с.
3.Методика воспитательной работы [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.;
Под ред. В.А. Сластенина..-М.: Издательский центр «Академия»,2004.-144с.
4.Селиванов В.С. основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В.А. Сластенина.-3-е изд.,испр.-М.: Издательский центр «Академия»,2004.-336с..
5.Подласый И.П Продуктивная педагогика [Текст]:Книга учителя.М.: Народное образование,2003.496с