Стрессоустойчивость личности - залог здоровья и благополучия.
Федина О.А. –психолог ГОУ НПО ПУ № 86 г. Белово
Образовательное учреждение НПО ПУ № 86 дает профессиональное образование по специальностям: повар-кондитер и продавец продовольственных и непродовольственных товаров, контролер-кассир. Причем сегодня, как правило, ребята осваивают несколько смежных профессий. Нагрузка на обучающихся увеличивается, ужесточаются требования к ним работодателей: ответственность, умение работать в команде, гибкость мышления, коммуникативные и лидерские качества, культура здорового образа жизни. Поэтому такие понятия как «стресс» и «обучение» можно смело поставить в один ряд, проследить их тесную взаимосвязь. В связи с этим одной из задач психолого-педагогического сопровождения процесса обучения является пропаганда психологических знаний и практических умений, которые помогут подросткам во взрослой жизни противостоять стрессам.
Давайте обратимся к определению понятия «стресс». В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». Энциклопедическое толкование стресса: «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов».
Что происходит в организме во время стресса?
В состоянии стресса происходит выброс кортизона. Постоянно повышенный уровень кортизона убивает клетки мозга в гиппоталамусе, который играет важную в функционировании долговременной памяти. Наряду с долговременной памятью страдает и кратковременная, кроме всего прочего ухудшается зрение. Постоянный стресс ослабляет иммунитет и делает подростков более восприимчивым к болезням. Все эти факторы не способствуют высоким показателям в обучении. Важно помнить, что подростки испытывают сильный стресс становясь жертвами вербальной или физической агрессии со стороны сверстников. Поэтому необходимо, чтобы в группе не фиксировалась жесткая ролевая структура с постоянными лидерами и аутсайдерами. Чтобы избежать этого педагоги и мастера п/о применяют в своей работе такие приемы как: работа парами; командная работа со сменой руководства; работа с переменой мест - могут помочь созданию у всех обучающихся чувства принадлежности к группе и повышению собственной значимости.
У подростков существует множество поводов для тревог и страхов, не только в учебном заведении, но и в отношениях с родными. Дома их родители могут быть в состоянии конфликта или развода, у них может не быть работы. Чтобы помочь обучающемуся гармонизировать отношения с родителями , у классных руководителей существует план работы, который включает в себя:
- индивидуальное знакомство с подростком;
- организационное родительское собрание;
- информационные листы для каждого родителя об успехах и неудачах подростка;
- психологические и педагогические рекомендации родителям;
- благодарственные письма родителям;
- приглашение родителей на практику;
- индивидуальное посещение квартир;
- родительское собрание по итогам года.
Такая система работы помогает улучшить взаимоотношение и взаимопонимание родителей и детей, тем самым снизить уровень страхов и тревог. Кроме того, на уроках теоретического цикла «Основы безопасности и жизнедеятельности» и «Деловая культура» преподаватели в форме лекций, бесед, практикумов знакомят подростков со знаниями по стрессоустойчивости. В училище можно пройти курс занятий по программе «Саморазвитие личности», который включает в себя психологические тренинги. Цель программы помочь подросткам узнать себя, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность и страх. Пройдя данный курс обучающиеся учатся избегать стрессогенных ситуаций и уменьшать уже имеющийся стресс. Они могут разумно распределять время, расслабляться и организовать паузы отдыха.
Хотелось бы отметить, что психологическая работа по навыкам стрессоустойчивости ведется не только с обучающимися, но и с педагогическим коллективом училища. В училище стало традицией проведение совместных «круглых столов», «педчтений», методических объединений, где есть возможность поделиться знаниями и проанализировать конфликтные ситуации из педагогической практики. Психологическая компетентность педагогического состава – это залог здоровой и успешной личности подростка.
В заключении хотелось бы напомнить, что давая клятву Гиппократа, врачи обязуются не наносить вреда своим пациентам. По аналогии педагоги могли бы давать клятву Сократа, обязуясь минимизировать по возможности страх и стресс учеников.
|