Новая стратегия и тактика профессиональной ориентации
Рогозинникова Н.В. – заместитель директора по УВР ГОУ НПО ПУ № 86
Вавилова Н.А. – мастер производственного обучения
В условиях современного рынка образовательных услуг и сложной демографической ситуации в стране стало необходимым изменить стратегию и тактику профориентационной работы.
Помимо расширения договорных отношений с соцпартнерами, изучения спроса работодателей, более тесной связи с центром занятости населения, педагогический коллектив использует новые нестандартные формы агитационной работы.
Обеспечивается тесный контакт с профориентаторами школ, проводится совместная с психологом училища входящая диагностика абитуриентов по методике ДДО и анкетирование по мотивации выбора профессии. Это позволяет заранее познакомиться с будущим контингентом обучающихся, выявить резерв, проводить адресную работу, создать условия для скорейшей их адаптации. Учащиеся 9-11 классов школ города приглашаются в ПУ на мероприятие «Парад профессий», конкурсы по профессии, заседания клуба деловых людей «Меркурий», экскурсии с дегустацией выпечки. Обязательно применяем эффективную форму профориентации «От подростка-подростку». В январе объявляем общеучилищный конкурс на лучшего профориентатора года, в сентябре проводим награждение денежной премией. В 2006 году Власенко Александр сагитировал на поступление в училище 5 человек. Из обучающихся II и III курсов готовят экскурсоводов и консультантов, которые выступают на Ярмарке ученических мест, Дне открытых дверей, на родительских собраниях. Эта работа также поощряется денежными премиями. Во время выездной рекламы по школам популярностью пользуются нестандартные формы рекламы специальностей:
2004 г. – студенческий театр эстрадных миниатюр;
2005 г.- агитбригада;
2006 г.- агитпредставление «Антиреклама»; агиттрио «Песня о профессии»;
2007 г.- мюзикл «Реклама о профессии»
Плодотворны и результативны фестивали профессий на базе городского читального зала, организатором которых является методист областного центра по профориентации. Охват молодежи в 2005-2006 году составил 300 человек. В основном это были подростки из сельских школ. Большое внимание уделяется наглядной агитации: подготовлены яркие газеты, фотовыставки, листовки, видеоролики и слайд-программа. Осуществляется тесная связь со СМИ, уже в 2006-2007 учебном году опубликованы 5 заметок и показаны 3 телесюжета о ПУ.
Профориентационной работе посвящены вопросы 3 педсоветов. Практикуются отчеты преподавателей и мастеров п/о, закрепленных за школами, проводится обмен опытом. Мастера производственного обучения Надежда Анатольевна Вавилова и Наталья Сергеевна Штиль разработали и апробировали новую программу по профориентационной работе. Этот дуэт оказался очень плодотворным, так как они дополнили друг друга и представили основные профессии «продавец» и «повар-кондитер». Они составили совместный план, в котором были интересные мероприятия: беседы с показом фигурной нарезки овощей на уроках производственного труда. Преимущество было в том, что мастера не были ограничены во времени и могли провести индивидуальную консультацию. Также они приглашали заинтересовавшихся школьников на уроки производственного обучения в магазин, где учащиеся беседовали с будущими продавцами, знакомились с содержанием обучения, сами пробовали отмерять ткань. В школах был организован праздник профессий, где продавалась продукция училищного учебно-производственного комплекса «Юные умельцы», выступала агитбригада, был показан видеофильм. Школьники воочию могли увидеть и попробовать фигурные булочки и мини-пирожные. Подготовлено материальное обеспечение: 2 стенные газеты, фотораскладушка, цветные буклеты, именные приглашения на День открытых дверей. Большое внимание было уделено работе с родителями: выступали на родительских собраниях, проводили индивидуальные семейные экскурсии по училищу, организовывали встречи сомневающихся мам и пап с администрацией. Эти мастера-профориентаторы высокие профессионалы с разносторонними интересами. Надежда Анатольевна сама подготовила сценарий агитбригады, пишет замечательные стихи о любимой профессии. И это придает романтический оттенок ее беседам, встречам.
«Люблю профессию свою»
Люблю профессию свою,
В нее я вложу душу.
Не пожалею никогда,
И пусть другие лучше.
Всем богат наш град Белово,
Есть и уголь, и руда.
Но богатствам всем основа –
Люди мирного труда –
Продавцы и повара.
И хочется сказать о результатах реализации профориентационной программы. Несмотря на то, что мастера производственного обучения проживают в отдаленном районе города, из закрепленных за ними школ пришли учиться в училище 8 человек.
В заключении хочется подвести итог: чтобы профориентационная работа стала эффективной и результативной, надо сделать ее по форме и содержанию мотивированной, адресной, индивидуальной.
|