ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М.П.Хмелинская, заместитель директора по научно-методической работе
ГОУ НПО ПУ № 8 г. Киселевск
Немногие умы гибнут от износа,
по большей части они
ржавеют от неупотребления.
К. Боуви
Завтра начинается сегодня. Воспитать творческую личность – это одна из задач нового образования. Сегодня немыслимо воспитание личности без развития ее способности к творчеству. Креативность – путь к творчеству, способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового, способность к глубокому осознанию своего опыта.
Методическая служба осуществляет непрерывное сопровождение по развитию креативности обучающихся, а именно через:
ü осуществления входной диагностики и анкетирования;
ü деятельность, направленную на раскрытие внутреннего потенциала обучающихся;
ü предоставление возможности реализации своего творческого потенциала;
ü индивидуальное консультирование;
ü создание научного общества обучающихся;
ü творческие преобразования (участие в научно-практических конференциях, выставках, конкурсах профессионального мастерства).
Ученые В.Майкл, К.Теллор, В. Кларк и др. обращают внимание на академическую одаренность как особую склонность в какой-то области научного знания.
Прослеживаются два основных направления:
1. Перемещение центра тяжести от понимания одаренности как однофакторного явления к раскрытию структуры одаренности.
2. Переход от ограничения одаренности в интеллектуальной области к другим видам одаренности: творческой, лидерской, художественной и т.д.
Это связано с тем, что в условиях развития новых технологий резко возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.
Независимо от того, каков источник одаренности, необходима ее диагностика. В связи с этим возрастает роль социолога и психолога училища, которые помогают педагогам выявить потенциальные возможности обучающихся.
Обучающиеся диагностируются по следующим направлениям:
· творческое мышление;
· уровень самооценки;
· психологическая характеристика основных форм личности на основе предпочтения геометрических фигур;
· предпочтительные виды деятельности;
· доминирование правого или левого полушария;
· оценка способностей обучающихся;
· оценка творческого потенциала.
Диагностируются также педагоги на склонность к работе с творческими обучающимися. Действует «Школа молодого исследователя». В настоящее время проводят занятия замдиректора по НМР, замдиректора по УВР, психолог.
Цели и задачи занятий:
ü предусмотреть степень и меру самораскрытия творческих обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальные различия;
ü удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность);
ü коммуникативная адаптация;
ü помощь одаренным учащимся в самораскрытии (их творческая направленность);
ü самопрезентация в отношениях.
Занятия должны отличаться новизной, оригинальностью, арсеналом стимулирования исследовательской деятельности.
При обогащении и реализации образовательных установок следует учитывать тип нервной системы:
1) адекватный, с избирательной доминантностью (преобладанием) правого или левого полушария в соответствии с решаемой задачей;
2) левополушарный, или мыслительный, с преобладанием функции левого полушария (прагматик, деловой человек);
3) правополушарный или художественный, с преобладанием функции правого полушария («художник», «фантаст»).
На занятиях наблюдается сотрудничество педагога и обучающегося, создаются ситуации успеха и уверенности.
Самое главное – создать условия для обучающихся, которые определили темы творческих работ. Координация деятельности по работе с творческими обучающимися осуществляется через научно-методический совет.
В училище создано добровольное творческое объединение – научное общество обучающихся «Эврика» (см. фото № 1), которое ставит следующие задачи:
Ø овладение обучающимися исследовательской, художественной и проектной видов деятельности через решение познавательных, социально-практических, творческих задач, направленных на исследование природных и технических объектов, общества, человека;
Ø развитие у обучающихся коммуникативных компетенций: умение строить авторский текст и умение презентовать свою работу, отстаивать собственную точку зрения, а также понимать и оценивать точку зрения других исследователей;
Ø развитие средств рефлексивного анализа собственной деятельности;
Ø формирования навыков исследовательской и реферативной работы, с научной литературой, создания условий для демонстрации результатов;
Ø углубление знаний обучающихся по различным областям знаний.
Направления работы:
· Проведение исследовательской и поисково-краеведческой работы.
· Подготовка, проведение и участие в научно-практических конференциях разного уровня.
· Подготовка и проведение интеллектуальных игр и викторин.
Членами научного общества являются обучающиеся первого, второго, третьего курсов (20 человек).
Формами отчетности научно-исследовательской работы обучающихся являются: реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты и др.
Юношеская научно практическая конференция является формой образовательной деятельности, обеспечивающей коммуникацию обучающихся и педагогов, направленной на развитие элементов научного мировоззрения, общего кругозора, внутренней культуры и познавательной активности учащихся и способствующей развитию проектного подхода к развитию исследовательской деятельности обучающихся на местах.
Ежегодно проводится региональная юношеская научно-практическая конференция «Шаг в XXI век»
В задачи конференции входит:
ü формирование сообщества ученых, педагогов, обучающихся, в котором разделяется концепция конференции;
ü обучение современным способам ведения и представления исследовательской деятельности;
ü ознакомление с современными научными и образовательными центрами, достижениями науки и техники;
ü стимулирование научно-методической и инновационной деятельности педагогов в работе с обучающимися;
ü развитие интеллектуального и художественного творчества обучающихся, привлечение их к исследовательской и творческой деятельности;
ü формирование открытой развивающей среды, создающей предпосылки к свободному обмену мнениями.
На пленарном заседании и двух секциях были рассмотрены следующие проблемы:
- экологическая ситуация России, Кузбасса;
- влияние химических загрязнений на здоровье человека;
- Кузбасс – фронту;
- право и религия;
- формирование современной одежды через стилевое решение исторического костюма;
- здоровье через питание;
- мерчендайзинг – способ соблазнения покупателя;
- основные причины преступлений совершенных несовершеннолетними.
Участники конференции выразили уверенность в том, что проведение научно-практической конференции «Шаг в XXI век» способствует раскрытию творческого потенциала обучающихся начального профессионального образования и творческому сотрудничеству с педагогами (см. фото № 2).
Результатом научно-исследовательской работы «Право и религия» - победа обучающейся Воронковой Людмилы (группа СМ-041) в Западно-Сибирском региональном конкурсе индивидуальных творческих работ «Права человека в современном мире».
Исследовательская работа Долбина Георгия (группа МС-031) на тему: «Применение технологи рубки стен «в чашу» в современном строительстве» стала подспорьем в победе областного конкурса «Профессиональный потенциал Кузбасса».
Мы показали процесс формирования креативности обучающихся и пути организации научно-исследовательской деятельности. Главная цель может быть выражена словам Т.С.Альтштуллера (автора ТРИСа в нашей стране).
«Кем бы вы ни стали в жизни, вам всегда будут нужны знания, память, сообразительность, настойчивость и аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать».
|