Современный подход к становлению личности подростка
Современный подход к становлению личности подросткаТатьяна Ивановна Кизимова,методист ГОУ НПО ПУ № 33, г . Новокузнецк
Как указывал Л. С. Выготский, "учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".Такой подход к построению процесса воспитания - как активного целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер. Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе. Прохождение практики на предприятиях позволяет развивать и воспитывать выше перечисленные качества. В нашем училище отчет о практической деятельности учащихся оформляется в виде творческого – поискового проекта. Материал для проектов предоставляют любезно наши социальные партнеры. Учащиеся пользуются библиотеками предприятий, информационными ресурсами, осуществляют интервьюирование. Проекты предлагается выполнить по выбору – форма проекта, уровень сложности содержания, тематика. Место защиты, форма защиты тоже выбирается учащимися. Это может быть урок, конференция, круглый стол.Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска.Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Развитие данных качеств учащихся нашего училища осуществляется через личностно – ориентированный урок - через использование разноуровневых индивидуальных заданий; интерактивных, игровых методов обучения; групповых моделей обучения; моделирования, проектирования; структурированных сигнально – знаковых конспектов; информационных технологии в изучении предметов; рефлексивную деятельность.Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.Важное место в познании личности ученика занимает обратная связь. Онапоказывает, на сколько наши учащиеся готовы к жизни, насколько у них развиты те или иные личностные качества.Один из приемов обратной связи в нашем училище это написание «сочинения – размышления» на уровне рефлексии. Пример сочинения.
Сочинениеучащегося 1 курса профессии «Обогатитель полезных ископаемых» Макарова Стасафилиала ГОУ ПУ № 33 п. Мундыбаш«Моя карьера»
Это непростой вопрос, и чтобы ответить на него, надо посмотреть на свою собственную жизнь в 15 лет. Я, конечно, понимаю, что у меня еще много планов впереди, но я считаю, что именно уже в этом возрасте формируется личность. А есть личность -есть карьера. В этом возрасте я приобрел и развил в себе те качества, которые понесу с собой во взрослую жизнь. Именно в 15 лет человек выбирает цель жизни, то чему он отдает свою душу, за что принесет любые жертвы. Но в то же время в душе у меня часто бывают внутренние конфликты. А сейчас пример из моей жизни. Во мне прогрессирует то, что люди называют эгоизмом. Это совсем не значит, что, когда мама хочет спать, я «врубаю» музыку, нет. Это значит ,что я хочу быть выше всех, смотреть на людей сверху, хочу, чтобы вся жизнь шла вокруг и для меня, хочу быть «главным лицом». И в то же время ловлю себя на мысли, что есть люди, которым «не повезло» с родителями, или инвалиды… Что же получается, что мне и таким, как я, почести, награды, счастье, а им горе, слезы и взгляды свысока? Нет, я так не хочу. Закончив училище, я могу пойти учиться дальше, получить высшее образование, но так и не поняв как зарабатываются деньги на самом деле. Это тяжелый в наше время кусок хлеба.Сейчас на нас обрушилась «коммерческая волна». Все на продажу: ум, талант, любовь. Всем нам, да и мне надо устоять перед соблазном. Вот поэтому я, отслужив в армии, пойду работать, и учиться. Хочу пройти путь от простого рабочего до руководителя. Как например наш директор фабрики Стариков Александр Ларионович. Он после школы пошел работать в обогатительный цех грохотовщиком. Заочно учился в СМИ. Так он постепенно и шел к своей цели. Сначала рабочий, потом мастер смены, начальник цеха, и вот пожалуйста -руководитель предприятия. Быть руководителем, это не значит быть человеком, для которого ничего не существует на свете, кроме его дела.Совесть и честь для этого человека не пустой звук, а качества, составляющие его сущность. Он верендевизу: «Светя другим, сгораю сам». Вот и я хочу прежде всего быть «человеком» с чистой совестью. Будет честь и совесть – будет и карьера. Самое тяжкое преступление есть нарушение закона совести. Человеком же может называться тот, для которого честь и совесть не пустые слова, кто живет согласно жизненной морали, не поступаясь своими взглядами и не ломая душу, постоянно совершенствует свои внутренние качества, принося их на службу людям. Такой человек подобен горьковскому Данко, который пламенем сердца своего осветил другим путь к светлой и прекрасной жизни. Я буду надеяться, что, стремясь к своей карьере, я сохраню эти качества и мечты, ведь надежда умирает последней.