Над проблемой творчества задумывались многие выдающиеся умы, как в древние и средневековье, так и в настоящее время. Творчество исследовалось психологами, философами и педагогами. Основой творчества является внутренняя мотивация – интерес и даже любовь к делу, воображение, гибкость ума, воля, деятельность, трудолюбие.
Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. Профессиональная подготовка, нацеленная на достижение профессиональной компетенции в определенной области деятельности, в значительной мере обеспечивает конкурентоспособность учащихся.
Педагогикой определены различные пути развития творческих способностей учащихся. Общим для них является включение их в активную , творческую деятельность, которая в процессе обучения формирует работника высокой квалификации, и в итоге положительно сказывается на характере личности будущего конкурентоспособного специалиста.
Важной предпосылкой творческой деятельности является способность выделять свое «Я - профессиональное» из окружающей педагогической деятельности. Специфика педагогического творчества мастера производственного обучения состоит в том, что объектом и одновременно субъектом его профессиональной деятельности является личность учащегося. «Творение» и «сотворение» личности специалиста с креативными способностями происходит через активные (имитационные) методы обучения.
Анализ производственных ситуаций и задач развивает у учащихся экономическое, техническое, творческое мышление, формирует профессиональные умения. Дидактическим материалом является определенная производственная ситуация, которой охарактеризованы условия и действия ее участников. Учащимся предлагается оценить, правильно ли действовали участники, дать анализ и теоретически обосновать каждое действие, каждую ситуацию. Ситуация может быть представлена в различных формах: описание ситуаций, показ кинофрагментов, разыгрывание ролей отдельными учащимися (один - в роли продавца, другой – в роли покупателя). Особенно актуальны решения ситуации по теме «Обслуживание покупателей».
Выполняют задания учащиеся индивидуально или группами по 3-5 человек, а затем коллективно обсуждают выход из сложившейся ситуации. В заключении мастером п/о подводятся итоги: анализируется работа учащихся, комментируются ошибки, выставляется оценка. Главное значение этих ситуаций – формирование способности учащихся разбираться в сложных непредвиденных ситуациях и готовность разрешать их на основе полученных знаний и умений, развитие логического мышления.
Применение деловых игр на уроках производственного обучения способствует закреплению знаний, умений, навыков учащихся, быстрому освоению приемов работы. Преимущество этих игр состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль «Эксперт», «Продавец», «Покупатель», участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем их интересы могут не совпадать. Повышенный интерес к ходу игры появляется в результате возникшей конфликтной ситуации. Участники игры показывают не только профессиональные знания и умения, но и оперативность, активность, коммуникативность.
Кроме деловой игры на уроках производственного обучения при изучении ассортимента товаров используются дидактические игры в форме мини-конкурсов: «Дальше-дальше», «Кто быстрей?», «Кто лучше?», «Черный ящик», «Лото», «Домино». Игровой характер учебной деятельности, внесение в нее элементов соревнования, значительно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу.
Особое внимание уделяется мастером п/о организации самостоятельной работы учащихся, имеющей творческий характер.
Творческие самостоятельные работы учащихся могут быть выполнены в форме докладов, рефератов, информационных листов, каталогов-образцов, инструкционных карт, таблиц, карт-заданий. Выполнение этих работ оказывает большое воздействие на развитие творческих способностей учащихся, учит связывать теорию с практикой. Умение мастера дать целевую установку – это не столько сообщение, что должен сделать учащийся, сколько разъяснение – для чего это будет делаться, подчеркнуть актуальность темы. Это создает у учащихся определенную мотивацию предстоящей работы, вызывает интерес, стимулирует познавательную трудовую деятельность.
Современное оборудование, новые технологии требуют специалистов повышенного уровня квалификации, поэтому важную роль играют учебные экскурсии на промышленные и торговые предприятия нашего города. Мастером намечаются этапы работы учащихся в ходе экскурсии, составляется перечень наблюдений и материалов, которые следует собрать, распределяется время по этапам экскурсии. Перед экскурсией каждый учащийся получает задание с указанием: какие наблюдения он должен провести, на какие вопросы самостоятельно найти ответы, в какой форме собрать материал, к какому сроку сдать отчет об экскурсии. Мастером проводится инструктаж по охране труда и соблюдения правил поведения на предприятии. Материалы экскурсии оформляются учащимися индивидуально или небольшими группами в виде таблиц, наглядных пособий, альбомов, каталогов, докладов или кратких отчетов. Так, с технологией пошива верхних и бельевых трикотажных изделий от операции «моделирование» до операции «упаковка», с современными трикотажными полотнами, ассортиментом выпускаемых изделий учащиеся знакомятся на промышленном предприятии ООО «Исток». Большой интерес вызывает у учащихся информация о новых образцах изделий, которые планируются к выпуску о том, что продукция предприятия пользуется спросом не только в нашем, но и в других регионах России.
Экскурсия в магазин «Шатура-мебель» ООО «Кузбасской мебельной компании» начинается с познавательного рассказа менеджера предприятия об истории ее создания, что уже в начале вызывает повышенный интерес и внимание учащихся. В ходе экскурсии учащиеся знакомятся с широким ассортиментом мебельных товаров, оригинальностью конструкций, современными конструкционными материалами и древесиной, отделочными материалами для обивки мебели. В ходе проходящей экскурсии учащиеся задают вопросы, ведут записи, фотографируют. Учебные экскурсии способствуют формированию положительной мотивации у учащихся к освоению профессии продавца.