Переход экономики России на рыночные отношения выявил некоторые противоречия: с одной стороны, предприятию, чтобы быть лидером в своей отрасли, необходимо особое внимание уделить обучению и развитию персонала, с другой стороны, для бюджета предприятия является затратной организация обучения, поэтому перед руководством встает вопрос об уменьшении стоимости обучения и оценки эффективности внедряемых систем и проводимых мероприятий.
Объемы информации, которые используют в повседневной деятельности руководители и специалисты предприятия, неуклонно возрастают. Аналитики называют сегодняшнюю ситуацию информационным взрывом.
Центром развития персонала комбината установлены требования по обучению и аттестации каждой штатной должности. Например, производственный мастер основного цеха комбината должен быть обучен и аттестован по 16 направлениям. Установлено 7 с половиной тысяч требований к должностям, то есть ежегодно необходимо обучать около 4 000 руководителей и специалистов по более чем 60 направлениям. Так как обучение производится с отрывом от работы, то предприятие ежегодно теряет 160 тысяч рабочих часов. Но… таковы требования международных стандартов и контролирующих организаций.
В свою очередь, жизненный цикл самих технологий на рынке становится все короче. Компании вынуждены вкладывать значительные финансовые средства в переподготовку и повышение квалификации персонала.
В качестве интенсивного пути овладения знаниями в настоящее время предлагается дистанционное обучение.
Что подразумевается под дистанционным обучением? Это форма организации учебного процесса, которая базируется на использовании традиционных и новых информационных технологий, обеспечивающих интерактивное взаимодействие удаленных участников образовательного процесса, доставку учащимся основного объема учебного материала, самостоятельную работу по его освоению и выработке практических навыков, оценку знаний и навыков, приобретенных в процессе обучения.
Системы дистанционного обучения, которые сейчас появились в России, позволяют организациям экономить деньги и время, а сотрудникам – овладеть необходимыми знаниями. Многие российские компании осознали преимущества такой формы обучения. Топ-менеджеры ОАО «ЗСМК» инициировали подобный проект.
Для реализации проекта был проведен анализ систем дистанционного обучения, представленных на российском рынке. Рассматривались несколько вариантов.
Предпочтение было отдано «Системе корпоративного обучения» на платформе «Competentum» компании Физикон, т. к. она легко интегрируется в существующую информационную инфраструктуру корпорации, а самое главное, система несложна, понятна и удобна в использовании.
К сожалению, найти готовые электронные курсы, учитывающие специфику в нашей отрасли, невозможно. Поэтому изначально ставилась задача на основе уже имеющихся материалов создать собственные электронные курсы с проверкой знания учащихся и оценкой качества обучения.
Специалистами комбината разработан курс «Сервисные функции системы корпоративного обучения (СКО)», предназначенный для начального ознакомления с интерфейсом системы. В этом году в качестве пилотного проекта начато обучение по курсу «Сервисные функции СКО». На сегодняшний день отработана организация и проведение образовательного процесса в дистанционной форме, разработан и адаптирован состав учебно-методического комплексов в систему. СКО предоставляет не только доступ к учебным материалам, но и в процессе обучения осуществляет мониторинг успеваемости. Качество усвоения каждой темы определяется тестовым контролем по каждой теме. Тест состоит из набора заданий, которые различаются по типу. Система корпоративного обучения поддерживает задания пяти основных типов: два типа на выбор варианта ответов, два типа на ввод (числа или строки) ответа с клавиатуры и задание на установление правильной последовательности. Задание имеет определенный набор атрибутов – тема, сложность, трудность, ключевые слова, тип задания и др. Каждый тест автоматически формируется случайным образом из базы данных на основании выбранных атрибутов. Таким образом, каждый раз для каждого учащегося создается уникальный тест.
По окончании обучения организовано электронное анкетирование с целью сбора информации о качестве организации учебного процесса, учебно-методического обучения, оформления курса, проведения электронного тестирования. Судя по собранным отзывам, большинство обученных восприняли СКО весьма положительно, особенно высоко оценены удобство доступа к учебным материалам и возможность индивидуального гибкого планирования занятий.
Но кроме внедрения мероприятий, необходимо оценить эффект или результат от предпринятых действий.
В требованиях международных стандартов к системам менеджмента качества (ИСО 9001:2000) говорится о том, что должна оцениваться результативность предпринятых действий. Следует отметить, что стандарты ИСО предлагают и методы оценки: «Эффективность подготовки персонала может быть проанализирована различными методами, например, с помощью тестирования до и после обучения». Однако показатели, которые должны измеряться, не указаны, поэтому каждое предприятие по-своему определяет критерии и способы оценки эффективности обучения.
Для измерения результативности профессионального обучения руководителей и специалистов комбината была выбрана четырехуровневая модель оценки эффективности обучения Дональда Киркпатрика, которая получила широкое распространение в промышленности. Оценка ведется по 4 уровням.
Уровень 1. Реакция слушателей на процесс обучения.
Уровень 2. Оценка знаний и навыков, полученных слушателем в результате обучения.
Уровень 3. Оценка изменения поведения на рабочем месте.
Уровень 4. Оценка влияния программы обучения на бизнес компании.
На сегодняшний день на комбинате разработаны критерии для каждого уровня и методика расчета результативности обучения.
Авторство разработчиков заключается в том, что сбор информации (анкетирование) и обработка результатов ведется в автоматическом режиме. Для этого разработана программа web-приложения.
Разработаны вопросы и несколько вариантов ответа, из которых остается выбрать свой вариант.
Среднее время заполнения одной анкеты 1-3 минуты. Результаты моментально обрабатываются, с помощью разработанной программы подсчитываются фактические значения оценочных показателей и сравниваются с их максимально возможными значениями. Это позволяет использовать полученные сведения для определения путей дальнейшего совершенствования и оптимизации образовательного процесса, а также для проведения мониторинга результатов.
Показатели результатов опроса и эффективности по первому уровню рассчитываются в процентах. Так же можно получить статистику отзывов, представленную в табличном или графическом виде.
С начала учебного года проведено анкетирование 25 групп (366 чел.)
Сегодня на комбинате в полном объеме проводится оценка по уровню «Реакция удовлетворенности слушателей».
Введен в эксплуатацию процесс сбора оценок по уровню «Усвоение знаний и навыков».
Третий уровень «Оценка изменения поведения на рабочем месте» введен в действие с ноября 2005 г .
Разработанная методика позволяет при максимальной экономии времени на анкетирование и обработку результатов рассчитывать результативность обучения, анализировать и проводить мероприятия по улучшению процессов обучения персонала комбината с целью повышения качества подготовки.
Таким образом, описанные мероприятия позволяют организовать не только обучение, но и вести учет успеваемости и оценивать результативность как дистанционного, так и традиционного обучения.