Мясоедовой Ольги Анатольевны ,преподавателя
ГОУ СПО «Юргинский технологический колледж»
Важнейшая задача среднего профессионального образования не только передача студентам знаний, но и использование эффективных путей усвоения информации, профессиональных умений. А также разработка форм и методов управления познавательной и практической деятельностью, создание условий, при которых достигаются оптимальные результаты в развитии способностей обучающихся. Это становится актуальным для решения данной задачи.
Построение воспитательно-образовательного процесса с учетом потребностей и возможностей каждого студента возможно только лишь с применением новых образовательных технологий, так как традиционная методика обучения, основу которой составляет объяснительно-иллюстративный метод, не позволяет педагогу раскрыть все способности обучающихся, заинтересовать их, что влияет на качество знаний и умений.
В современных условиях в период возрастания объема информации обучение должно быть личностно-ориентированным, развивающим, мотивированным. Как сделать процесс обучения по дисциплине «Основы жизнедеятельности интересным, запоминающим?»
Решить эти проблемы помогает использование модульной технологии обучения.
Привлекательность технологии модульного обучения объясняется ее ориентированностью на развитие учебной и познавательной деятельности обучающихся, повышение мотивации к учению, уровня самозанятости на уроке, индивидуальный подход к обучению.
Содержание модульного обучения состоит в том, что студент самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению содержанием.
Основными мотивами внедрения в образовательный процесс модульной технологии являются:
- гарантированность достижения результатов обучения;
- возможность работать обучающихся в группах, в парах;
- паритетное отношение учителя и ученика;
- возможность обучения с товарищами;
- возможность работать в индивидуальном темпе;
- знание конечных результатов обучения;
- контроль в процессе освоения учебного материала.
Принципиальное отличие модульного обучения состоит в том, что материал разбивается на отдельные модули (блоки), каждый из которых является не только источником информации, но и методом для ее усвоения.
Блок - определенная часть целостной деятельности, представляющая собой совокупность функционально объединенных модулей.
Модуль - это завершенная часть курса (темы, разделов), которая заканчивается контролем. Модуль может состоять из подмодулей (пакетов обучающих модулей), подмодули состоят - из более мелких единиц учебных элементов (УЭ).
Каждый учебный элемент состоит из:
- четко сформулированной цели обучения;
- практического задания для отработки умений и навыков в ходе усвоения учебного материала;
- учебного материала;
- проверки усвоения разработанной строго в соответствии с целями обучения. Модуль можно рассматривать, как программу обучения, индивидуальную по
содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, о возможностях учебно-познавательной деятельности обучающихся. Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать полнота учебного материала.
Это означает:
- в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;
- дается разъяснение к этой информации;
- определяются условия погружения в информацию;
- приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;
- указаны практические задания.
Модуль, выступая средством модульного обучения включает в себя банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей, целевой план действий.
Информационная часть модуля представляет собой функциональный блок, непосредственно связанный с последующим действием, где полученные знания или умения должны быть востребованы. Отсюда видимо и пришло параллельное название модульного обучения, как блочно-модульного, что является синонимом. Функциональность учебного модуля определяется тем, что его содержание формируется от практического названия изучаемой информации. Движение идет от определения той деятельности и ее границ, где изучаемый материал потребуется.
Технологическая часть модуля - это методика и соответствующие рекомендации по усвоению информационной части. Самостоятельное освоение учебного модуля обучающимися не есть самостоятельная работа в ее традиционном смысле. У них много отличий. Главное - в модульном обучении присутствует индивидуализированная целевая установка на освоение, а не общая и одинаковая, в нем - индивидуализированный пошаговый контроль и самоконтроль с возможностью самооценки уровня усвоения материала, информация для усвоения разбита на части, облегчающие понимание и запоминание, представлена в виде тезисов, выражающих главный смысл содержания обучения. Познавательный процесс в модульном обучении изначально организован прозрачно, технично, подконтрольно. В нем преподаватель всегда увидит, на каком элементе учебного материала «застрял» обучающийся, что не понял.
Исследователи рекомендуют начинать каждый пятый модуль с входного контроля знаний и умений (для определения уровня готовности обучаемых к предстоящей самостоятельной работе). Модуль всегда должен заканчиваться контрольной проверкой знаний. Контролем промежуточным и входным проверяется уровень усвоения знаний и выработка умений в рамках одного модуля или нескольких модулей. Затем соответствующая доработка - корректировка, установка на следующий «виток», то есть последующий модуль.
Важный критерий построения модуля - структурирование деятельности обучаемых через следующие этапы усвоения знаний:
- восприятие;
- понимание;
- осмысление;
- запоминание;
- применение;
- систематизация.
Его сущность состоит в том, что обучающийся самостоятельно (с направляющей помощью педагога), достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе индивидуальной работы с модулем.
Отличие модульной системы от других дидактических:
- Содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель формируется и содержит в себе указания не только на объем изучаемого содержания, но и уровень его усвоения.
- Модули позволяют перевести обучение на субъект - субъектную основу.
- Обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учиться планированию, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом.
- Наличие модулей позволяет преподавателю индивидуализировать работу с конкретным обучаемым способом консультирования.
Исследователи в области модульной технологии так формулируют цели модульного обучения:
1. Главная цель - достижение высокого уровня конечных результатов.
2. Комфортный темп работы обучаемого.
3. Определение им самим своих возможностей.
4. Гибкое построение содержания обучения.
5. Интеграция различных его видов и форм.
Модульный подход - это интенсивный путь решения образовательных задач.
Что привлекает в данной методике? Наверное, убежденность в том, что каждый преподаватель должен не только давать знания, но и учить обучающихся добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться друг с другом и отвечать за результаты своего труда.
Классно-урочная система с ее объяснительно-иллюстративным методом, при которой преподаватель лишь объясняет и спрашивает, контролирует и оценивает, а студенты работают в одном заданном ритме. Такая работа однообразна и скучна, а главное, не дает возможности развивать у студентов навыки самостоятельной работы.
Деятельность преподавателя в этом случае сводится к двум основным функциям: сообщить новую информацию и на следующем уроке проверить ее усвоение, а обучающемуся остается роль пассивного объекта обучения.
Содержание программы курса ОБЖ включает в себя раздел «Первая медицинская помощь», в котором изучаются правила и методы оказания первой медицинской помощи при различных травмах, повреждениях, отравлениях. Экстренная доврачебная самопомощь и взаимопомощь – это простейшие, целесообразные действия, направленные на защиту, спасение жизни и здоровья человека. Умение оказывать первую медицинскую помощь должно стать неотъемленной частью жизни каждого гражданина. Задача преподавателя дисциплины ОБЖ заключается в том, чтобы не только дать определенные знания студентам в этой области дисциплины, но и научить конкретным действиям, чтобы уровень остаточных знаний был достаточно высок. Достигнуть это можно с использованием модульной технологии.
Приступив к составлению уроков по модульной системе по данному разделу дисциплины, можно выделить следующие блоки:
- первая медицинская помощь при ранениях,
- первая медицинская помощь при кровотечениях,
- первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях и разрывах связок,
- первая медицинская помощь при переломах,
- первая медицинская помощь при инсульте, инфаркте,
- первая медицинская помощь при ожогах,
- первая медицинская помощь при отравлениях.
Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого студента в отдельности дают определенное преимущество такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, овладеть навыком первой медицинской помощи, приемам, включая в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.
Каждый модуль имеет свою структуру. Известно несколько типов модулей:
1. Познавательные. При работе с таким модулем главной целью является объем информации по изучаемой теме.
2. Операционные. Главное здесь формирование и развитие способов деятельности.
3. Смешанные. При таком типе модулей используются элементы первых двух типов.
Построение модулей осуществляется по смешанному типу.
Модуль вначале предполагает теоретическую подготовку обучающегося, в ходе которой формируются знания, а затем лабораторно-практический блок который дополняет теоретический блок и непосредственно связан с его содержанием. По завершению изучения модулей обучающиеся должны знать правила и приемы оказания первой медицинской помощи и уметь ее оказать.
Проведение уроков по данной технологии способствует приобретению обучающимися уверенности в своих возможностях, исчезновению боязни получения неудовлетворительной оценки; овладению (особенно при работе в парах или малых группах) организационными и коммуникативными навыками, постепенному вовлечению в учебную деятельность даже отстающих студентов.
Исходя из особенностей работы преподавателя и студента при использовании модульной технологии обучения в функции преподавателя входит обеспечение всех участников обучения дидактическим материалом. Каждый обучающийся должен иметь перед собой алгоритмическое предписание, учебный материал и контрольный лист. Преподаватель составляет модуль, как раньше составлял конспект урока. Но, так как теперь его основные функции управляющие, то приходится теперь затрачивать время на организацию самостоятельной деятельности студентов и собственной консультирующей работе.
При анализе работы группы на уроке преподаватель проверяет контрольные задания, проводит рефлексию и работает с оценочными листами. Нововведением является рефлексия. Обучающиеся должны оценить свою работу на уроке, определить, что эта работа им дала. Рефлексию следует проводить в трех измерениях «дело», «Я», «мы».
- Как я усвоил материал? («дело»)
Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 баллов. Усвоил новый материал частично - 7-8 баллов. Мало что понял. Необходимо еще поработать - 4-6 баллов.
- Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой? («Я»).
Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой - 9-10
баллов
Допустил ошибки - 7-8 баллов
- Как работала группа, учебная пара? («Мы») Дружно, совместно разбирали задания - 9-10 баллов Не все активно участвовали в обсуждении - 7-8 баллов Работа была вялая, неинтересная. Много ошибок - 4-6 баллов
Положительную оценку технологии модульного обучения дают при анкетировании большинство обучающихся, только 0,9% опрошенных отдали предпочтение традиционной системе обучения. Студенты постепенно привыкают к модульной технологии обучения и дают объективную оценку своей деятельности и деятельности своих товарищей.
Проводилось анкетирование по следующим вопросам
- Что дает мне модульное обучение?
- Отвлекаюсь ли я на уроке?
- Хотели бы вы работать и дальше по этой системе?
На эти вопросы обучающиеся отвечали, что уроки проходят интересно, легко работается, глубоко усваивается содержание материала. Ответы студентов, результаты обучения (успеваемость 100%, качество - 76%) позволяют сделать вывод, что данная технология повышает уровень преподавания и уровень обученности студентов, происходит развитие их творческих способностей.
Следует сказать и о проблемах, связанных с модульной технологией -большие затраты на ксерокопирование модульных уроков, недостаточность подготовки студентов к самостоятельной работе. Структурирование учебной информации требует огромных трудозатрат, нужно пересмотреть большое количество материала, который нужно адоптировать в качестве иллюстраций в модульной технологии.
Преимущества:
- значительно повышается качество подготовки (компетентность) обучаемых как по теоретическим, так и по практическим аспектам обучения;
- обеспечение высокой мотивации к процессу обучения;
- изменяются функции преподавателя, его деятельность становится более творческой, консультативной, он освобождается от горловой работы;
- гибкость и открытость - форма организации процесса обучения.
Первый опыт проведения модульных уроков по дисциплине ОБЖ показал перспективность этой педагогической технологии.
При изучении курса ОБЖ по модульной системе необходимы условия:
- Четкая организация учебного процесса.
- Постановка целей и задач обучения всего блока.
- Сочетание словесных и наглядных методов.
- Широкое вовлечение обучаемых в различные виды самостоятельной деятельности.
- Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль.
- Вера преподавателя в способности обучаемого.
Модульная технология интересна и эффективна. Эта система относится к интерактивным формам обучения. Методика ее на первый взгляд сложна. Требует работы и преподавателя и обучаемого, что обеспечивает эффективное обучение в развитии компетентности обучаемого и преподавателя по предмету. Как показывает опыт, данный подход может быть использован при изучении как раздела «Первая медицинская помощь» так и других.
Модульная технология ориентирована на достижение конечного результата, то есть получение практических навыков, значит отвечающих требованиям государственных стандартов