Воскресенье, 24.11.2024
Сетевая методическая копилка
Меню сайта
Категории каталога
Управленческая деятельность [8]
Воспитание [18]
Соцпартнёрство [5]
Общеобразовательные дисциплины [9]
история профобразования [0]
Спецдисциплины [9]
Копилка опыта [6]
Главная » Статьи » Общеобразовательные дисциплины

модульный подход в преподавании дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» Из опыта работы

модульный подход в преподавании дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Из опыта работы

Мясоедовой Ольги Анатольевны ,преподавателя

ГОУ СПО «Юргинский технологический колледж»

 

Важнейшая задача среднего профессионального образования не только передача студентам знаний, но и использование эффективных путей усвоения информации, профессиональных умений.  А также разработка форм и методов управления познавательной и практической деятельностью, создание условий, при которых достигаются оптимальные результаты в развитии способностей обучающихся. Это  становится актуальным для решения данной задачи.

Построение воспитательно-образовательного процесса с учетом потребностей и возможностей каждого студента возможно только лишь с применением новых образовательных технологий, так как традиционная методика обучения, основу которой составляет объяснительно-иллюстративный метод, не позволяет педагогу раскрыть все способности обучающихся, заинтересовать их, что влияет на качество знаний и умений.

В современных условиях в период возрастания объема информации  обучение должно быть личностно-ориентированным, развивающим, мотивированным. Как сделать процесс обучения по дисциплине «Основы жизнедеятельности интересным, запоминающим?»

Решить эти проблемы помогает использование модульной технологии обучения.

Привлекательность технологии модульного обучения объясняется ее ориентированностью на развитие учебной и познавательной деятельности  обучающихся, повышение мотивации к учению, уровня самозанятости на уроке, индивидуальный подход к обучению.

Содержание модульного обучения состоит в том, что студент самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению содержанием.

Основными мотивами внедрения в образовательный процесс модульной технологии являются:

-         гарантированность достижения результатов обучения;

-         возможность работать обучающихся в группах, в парах;

-         паритетное отношение учителя и ученика;

-         возможность обучения с товарищами;

-         возможность работать в индивидуальном темпе;

-         знание конечных результатов  обучения;

-         контроль в процессе освоения учебного материала.

 Принципиальное отличие модульного обучения состоит в том, что материал разбивается на отдельные модули (блоки), каждый из которых является не только источником информации, но и методом для ее усвоения.

Блок - определенная часть целостной деятельности, представляющая собой совокупность функционально объединенных модулей.

Модуль - это завершенная часть курса (темы, разделов), которая заканчивается контролем. Модуль может состоять из подмодулей (пакетов обучающих модулей), подмодули состоят  - из более мелких единиц учебных элементов (УЭ).

 Каждый учебный элемент состоит из:

-            четко сформулированной цели обучения;

-            практического задания для отработки умений и навыков в ходе усвоения учебного материала;

-            учебного материала;

-            проверки усвоения разработанной строго в соответствии с целями обучения. Модуль можно рассматривать, как программу обучения, индивидуальную по

содержанию,   методам   обучения,   уровню   самостоятельности,   о возможностях  учебно-познавательной   деятельности   обучающихся.   Каждый   модуль   имеет   свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать полнота учебного материала.

Это означает:

-            в    модуле    излагается    принципиально    важное    содержание    учебной информации;

-            дается разъяснение к этой информации;

-            определяются условия погружения в информацию;

-            приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;

-            указаны практические задания.

Модуль, выступая средством модульного обучения включает в себя банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей, целевой план действий.

Информационная часть модуля представляет собой функциональный блок, непосредственно связанный с последующим действием, где полученные знания или умения должны быть востребованы. Отсюда видимо и пришло параллельное название модульного обучения, как блочно-модульного, что является синонимом. Функциональность учебного модуля определяется тем, что его содержание формируется от практического названия изучаемой информации. Движение идет от определения той деятельности и ее границ, где изучаемый материал потребуется.

Технологическая часть модуля - это методика и соответствующие рекомендации по усвоению информационной части. Самостоятельное освоение учебного модуля обучающимися не есть самостоятельная работа в ее традиционном смысле. У них много отличий. Главное - в модульном обучении присутствует индивидуализированная целевая установка на освоение, а не общая и одинаковая, в нем - индивидуализированный пошаговый контроль и самоконтроль с возможностью самооценки уровня усвоения материала, информация для усвоения разбита на части, облегчающие понимание и запоминание, представлена в виде тезисов, выражающих главный смысл содержания обучения. Познавательный процесс в модульном обучении изначально организован прозрачно, технично, подконтрольно. В нем преподаватель всегда увидит, на каком элементе учебного материала «застрял» обучающийся, что не понял.

Исследователи рекомендуют начинать каждый пятый модуль с входного контроля знаний и умений (для определения уровня готовности обучаемых к предстоящей самостоятельной работе). Модуль всегда должен заканчиваться контрольной проверкой знаний. Контролем промежуточным и входным проверяется уровень усвоения знаний и выработка умений в рамках одного модуля или нескольких модулей. Затем соответствующая доработка -  корректировка, установка на следующий «виток», то есть последующий модуль.

Важный критерий построения модуля - структурирование деятельности обучаемых  через следующие этапы усвоения знаний:

- восприятие;

- понимание;

- осмысление;

- запоминание;

- применение;

- систематизация.

Его сущность состоит в том, что обучающийся самостоятельно (с направляющей помощью педагога), достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе индивидуальной работы с модулем.

Отличие модульной системы от других дидактических:

  1. Содержание    обучения    должно    быть    представлено    в    законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель формируется и содержит в себе указания не только на объем изучаемого содержания, но и уровень его усвоения.
  2. Модули позволяют перевести обучение на субъект - субъектную основу.
  3. Обучающийся    большую   часть времени   работает   самостоятельно   и учиться   планированию,    самоконтролю    и    оценке    (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом.
  4. Наличие модулей позволяет преподавателю индивидуализировать работу с конкретным обучаемым способом консультирования.

Исследователи   в   области  модульной  технологии   так   формулируют  цели модульного обучения:

1.  Главная цель - достижение высокого уровня конечных результатов.

2.  Комфортный темп работы обучаемого.

3.  Определение им самим своих возможностей.

4.  Гибкое построение содержания обучения.

5.  Интеграция различных его видов и форм.

Модульный подход - это интенсивный путь решения образовательных задач.

Что привлекает в данной методике? Наверное, убежденность в том, что каждый преподаватель должен не только давать знания, но и учить обучающихся добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться друг с другом и отвечать за результаты своего труда.

Классно-урочная система с ее объяснительно-иллюстративным методом, при которой преподаватель лишь объясняет и спрашивает, контролирует и оценивает, а студенты работают в одном заданном ритме. Такая работа однообразна и скучна, а главное, не дает возможности развивать у студентов навыки самостоятельной работы.

Деятельность преподавателя в этом случае сводится к двум основным функциям: сообщить новую информацию и на следующем уроке проверить ее усвоение, а обучающемуся остается роль пассивного объекта обучения.

Содержание программы курса ОБЖ включает в себя раздел «Первая медицинская помощь», в котором изучаются правила и методы оказания первой медицинской помощи при различных травмах, повреждениях, отравлениях. Экстренная доврачебная самопомощь и взаимопомощь – это простейшие, целесообразные действия, направленные на защиту, спасение жизни и здоровья человека. Умение оказывать первую медицинскую помощь должно стать неотъемленной частью жизни каждого гражданина. Задача преподавателя дисциплины ОБЖ заключается в том, чтобы не только дать определенные знания студентам в этой области дисциплины, но и научить конкретным действиям, чтобы уровень остаточных знаний был достаточно высок. Достигнуть это можно с использованием модульной технологии.

Приступив к составлению уроков по модульной системе по данному разделу дисциплины, можно выделить следующие блоки:

-         первая медицинская помощь при ранениях,

-         первая медицинская помощь при кровотечениях,

-         первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях и разрывах связок,

-         первая медицинская помощь при переломах,

-         первая медицинская помощь при инсульте, инфаркте,

-         первая медицинская помощь при ожогах,

-         первая медицинская помощь при отравлениях.

Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого студента в отдельности дают определенное преимущество такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, овладеть навыком первой медицинской помощи, приемам, включая в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.

Каждый модуль имеет свою структуру. Известно несколько типов модулей:

1.      Познавательные. При работе с таким модулем главной целью является объем информации по изучаемой теме.

2.      Операционные. Главное здесь формирование и развитие способов деятельности.

3.      Смешанные. При таком типе модулей используются элементы первых двух типов.

Построение модулей осуществляется по смешанному типу.

Модуль вначале предполагает теоретическую подготовку обучающегося, в ходе которой формируются знания, а затем лабораторно-практический блок который дополняет теоретический блок и непосредственно связан с его содержанием. По завершению изучения модулей обучающиеся должны знать правила и приемы оказания первой медицинской помощи и уметь ее оказать.

Проведение уроков по данной технологии способствует приобретению обучающимися уверенности в своих возможностях, исчезновению боязни получения неудовлетворительной оценки; овладению (особенно при работе в парах или малых группах) организационными и коммуникативными навыками, постепенному вовлечению в учебную деятельность даже отстающих студентов.

 Исходя из особенностей работы преподавателя и студента при использовании модульной технологии обучения в функции преподавателя входит обеспечение всех участников обучения дидактическим материалом. Каждый обучающийся должен иметь перед собой алгоритмическое предписание, учебный материал и контрольный лист. Преподаватель составляет модуль, как раньше составлял конспект урока. Но, так как теперь его основные функции управляющие, то приходится теперь затрачивать время на организацию самостоятельной деятельности студентов и собственной консультирующей работе.

При анализе работы группы на уроке  преподаватель проверяет контрольные задания, проводит рефлексию и работает с оценочными листами. Нововведением является рефлексия. Обучающиеся должны оценить свою работу на уроке, определить, что эта работа им дала. Рефлексию следует проводить в трех измерениях «дело», «Я», «мы».

  1. Как я усвоил материал? («дело»)

Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 баллов. Усвоил новый материал частично - 7-8 баллов. Мало что понял. Необходимо еще поработать - 4-6 баллов.

  1. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой? («Я»).

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой - 9-10

баллов

Допустил ошибки - 7-8 баллов

  1. Как работала группа, учебная пара? («Мы») Дружно, совместно разбирали задания - 9-10 баллов Не все активно участвовали в обсуждении - 7-8 баллов Работа была вялая, неинтересная. Много ошибок - 4-6 баллов

Положительную оценку технологии модульного обучения дают при анкетировании большинство обучающихся, только 0,9% опрошенных отдали предпочтение традиционной системе обучения. Студенты постепенно привыкают к модульной  технологии обучения и дают объективную оценку своей деятельности и деятельности своих товарищей.

Проводилось анкетирование по следующим вопросам

  1. Что дает мне модульное обучение?
  2. Отвлекаюсь ли я на уроке?
  3. Хотели бы вы работать и дальше по этой системе?

На эти вопросы обучающиеся отвечали, что уроки проходят интересно, легко работается, глубоко усваивается содержание материала.  Ответы студентов, результаты обучения (успеваемость 100%, качество - 76%) позволяют сделать вывод, что данная технология повышает уровень преподавания и уровень обученности студентов, происходит развитие их творческих способностей.

 Следует сказать и о проблемах, связанных с модульной технологией -большие затраты на ксерокопирование модульных уроков, недостаточность подготовки студентов к самостоятельной работе. Структурирование учебной информации требует огромных трудозатрат, нужно пересмотреть большое количество материала,  который нужно адоптировать в качестве иллюстраций  в модульной технологии.

 Преимущества:

-     значительно    повышается    качество    подготовки    (компетентность) обучаемых как по теоретическим, так и по практическим аспектам обучения;

- обеспечение высокой мотивации к процессу обучения;

-  изменяются функции преподавателя, его деятельность становится более творческой, консультативной, он освобождается от горловой работы;

- гибкость и открытость - форма организации процесса обучения.

Первый опыт проведения модульных уроков по дисциплине ОБЖ показал перспективность этой педагогической технологии.

При изучении курса ОБЖ по модульной системе необходимы условия:

  1. Четкая организация учебного процесса.
  2. Постановка целей и задач обучения всего блока.
  3. Сочетание словесных и наглядных методов.
  4. Широкое вовлечение обучаемых в различные виды самостоятельной деятельности.
  5. Комбинированный    способ    контроля:    письменный    ответ,    устное изложение, взаимоконтроль.
  6. Вера преподавателя в способности обучаемого.

Модульная технология интересна и эффективна. Эта система относится к интерактивным формам обучения. Методика ее на первый взгляд сложна. Требует работы и преподавателя и обучаемого, что обеспечивает эффективное обучение в развитии компетентности обучаемого и преподавателя по предмету. Как показывает опыт, данный подход может быть использован при изучении как раздела «Первая медицинская помощь» так и других.

Модульная технология ориентирована на достижение конечного результата, то есть получение практических навыков, значит отвечающих требованиям государственных стандартов

Категория: Общеобразовательные дисциплины | Добавил: krirpo (14.01.2008)
Просмотров: 11448 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 4.4/10 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz