Воскресенье, 24.11.2024
Сетевая методическая копилка
Меню сайта
Категории каталога
Управленческая деятельность [8]
Воспитание [18]
Соцпартнёрство [5]
Общеобразовательные дисциплины [9]
история профобразования [0]
Спецдисциплины [9]
Копилка опыта [6]
Главная » Статьи » Общеобразовательные дисциплины

Особенности преподавания физики в учреждениях начального профессионального образования
Особенности преподавания физики в учреждениях начального профессионального образования

 

Л.А. Тарабыкина, преподаватель ГОУ НПО ПУ-55

 

Правительство Российской Федерации утвердило «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года», в которой изложены  принципы начального профессионального образования по переходу к новой системе в условиях современного рынка труда.

            Требования реформы образования, новая программа, согласно этой концепции, ставят перед общеобразовательными учреждениями задачу воспитать нового человека, способного войти в рыночные отношения,  развивать и двигать научно-технический прогресс.

            Превращение науки в производительную силу привело к тому, что знания по многим общеобразовательным предметам (в том числе по физике) нужны не только для формирования научного мировоззрения, но и для овладения специальными знаниями, профессией. Такие знания становятся важным квалификационным требованием к рабочим многих современных профессий: они необходимы для успешной трудовой деятельности.

            Главными особенностями преподавания физики в профессиональном училище я считаю профилирование предмета и межпредметные связи. Причем обе названные особенности тесно переплетаются. Профилирование предмета и межпредметные связи решают проблему активизации мыслительной деятельности учащихся, помогают развитию самостоятельного логического мышления при любых традиционных и нетрадиционных методах и приемах уроков.

            Мне, как учителю физики, ближе естественные и точные науки, поэтому примеры я беру именно из этой области.

            Преподавателю профессионального училища надо усвоить, что мы готовим нового человека, гражданина, личность, будущего рабочего, свою смену. Весь процесс нашего урока должен быть построен таким образом, чтобы решались проблемы, требующие непрерывного размышления и поиска, а не просто запоминания или применения уже готового приема. Надо помнить всегда, что в процессе обучения под влиянием изучаемого материала формируются личностные качества человека, причем даже тогда, когда сами научные факты впоследствии забудутся. Ни один выпускник училища не может помнить все, что он учил в школе. Но благодаря тому, что он пошел учиться в училище, он стал другим человеком. Учеба формирует систему ценностей, представлений и взаимоотношений, которые со временем не рассеиваются, не теряют своей силы. Человек не забывает того, что учит, на все сто процентов. Наиболее важные понятия и факты надолго остаются в его памяти, чтобы неожиданно оказаться полезными в будущем. Надо помнить, что только в самостоятельном преодолении препятствий вырабатывается характер и появляется уверенность в собственных силах. Поэтому такие ситуации надо постоянно создавать на уроках. Этому отлично способствует профилирование преподавания предмета, то есть максимальное приближение изучаемых физических законов и явлений к будущей профессиональной деятельности сегодняшних учеников. И тогда наши ученики впоследствии не раз испытают ни с чем не сравнимое наслаждение от благополучного завершения работы над сложной проблемой, теоретической или производственной. 

            У Галилео Галилея есть прекрасное высказывание: «Математика и физика являются самыми могущественными средствами для изощрения наших умственных способностей и дают нам возможность правильно мыслить и рассуждать».

            Любой учитель естественных или точных наук в профессиональном училище направляет или, по крайней мере, старается связать свой очередной урок с практикой и трудовой деятельностью учащихся по специальностям. Преподаватели нашего училища используют творческие задания, экспериментальные задачи, диктанты, соревнования, конкурсы, нестандартные вопросы производственного характера, составление и разгадывание профессиональных и практических кроссвордов, опережающие индивидуальные задания и т.д.

            Например, есть авометр – можно определить собственное сопротивление (сопротивление собственного тела). Есть психрометрический гигрометр – можно определить влажность муки, сахара, мела и т.п. Или, как показывает практика, многие наши учащиеся (и даже их родители) утюжат неправильно. Не верите, тогда скажите, пожалуйста, каким утюгом лучше гладить – тяжелым или легким? Тяжелым. Достаточно вспомнить существование силы тяжести или веса тела. При изучении электромагнитов напрашивается вопрос: почему некоторые электробритвы, включенные в радиорозетку, вдруг начинают говорить? Учащиеся верно находят объяснение этому феномену: происходит то же самое, что в динамике (втягивание железного сердечника катушки с той же частотой, что имеют колебания, которые поступают в радиоточку), в катушке наводится ЭДС, образуются наведенные ЭМК с той же частотой, которые поступают в радиоточку, таким образом, принимаются слабые-слабые сигналы. Или, какой тряпкой лучше вытирать воду: сухой или влажной? Отвечают: влажной, не масляной, т.к. происходит лучше смачивание; сухая, водой не смачиваясь, отталкивает ее. Почему удобнее мыть кафель, окна замшей, а не тряпкой? Почему каша подгорает, а суп нет? И вновь явления смачивания и не смачивания. Какие процессы происходят при сварке и варке? Прежде всего, эти два разных по своему назначению физических действия имеют много общего, связанного с физическими процессами: изменение агрегатных состояний веществ, кипение, испарение, термодинамический процесс, частично изотермический процесс и др. Тему «Изопроцессы» повара, как правило, усваивают отлично, лучше, чем  представители других профессий.

            Учащиеся с большим интересом и удовольствием решают задачи, подобные следующим: сколько платит машзавод за 60 электронных часов, которые работают годами и практически никогда не отключаются? (Сила тока, потребляемая электронными часами, очень мала, а отсюда мала потребляемая мощность). Сколько платит наше училище за работу станков или за освещение в трех корпусах? Или частный профессиональный вопрос к электрикам: «Сколько тока в розетке»? (В розетке столько тока, сколько необходимо включенному потребителю).

            Система нескольких подвижных блоков называется талью. Подобные тали на машзаводе будут обслуживать слесари-ремонтники. Возможно, и операторам станков с программным управлением, и слесарям-инструментальщикам, и электромонтерам придется воспользоваться талью. И все они должны уметь рассчитать длину троса для подъема груза.

            При изучении закона Ома с будущими электриками заостряю их внимание на том, что в законе имеет место не напряжение участка, а падение напряжения на концах проводника этого участка (электрики-практики знают, насколько это важно для квалифицированного электрика). При изучении электрического тока прошу будущего электрика назвать основные характеристики тока. Он называет силу тока, напряжение и подчеркивает, что сопротивление – это характеристика проводника, но не тока.

            Инструменты делают человека сильным, однако из этого не следует, что инструменты позволяют потратить мало работы и получить много. Закон сохранения энергии убеждает, что выигрыш в работе, то есть создание работы из ничего есть вещь невозможная. Лом, домкрат, клещи, плоскогубцы (пассатижи), кусачки и другие инструменты – это рычаги, которые применяются в практике, на производстве. Здесь уместна задача на расчет выигрыша в силе. 

Оптика в инструментальном цехе машзавода. Проверка прочности, твердости. Спектроскопы – это качественные и количественные спектральные анализы сталей и сплавов. 

            Выпускаемые краны, погрузчики, обслуживающий транспорт – двигатели внутреннего сгорания. Выпускаемое шахтное оборудование (угольные комбайны, транспортеры, вагонетки, лифты грузовые и пассажирские) – это электрооборудование. Можно приводить много примеров.

            Цель профилирования и межпредметных связей - расширить и углубить знания, показать их практическое применение в жизни,  пробудить у учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко изложить и суметь применить в практике.

            Жизнь – изумительный дар природы, но чтобы она приносила радость, нужно научиться трудиться с увлечением, стремиться облегчить свой труд и  усовершенствовать его привычные формы. На это и направлена наша педагогическая деятельность.

Категория: Общеобразовательные дисциплины | Добавил: krirpo (15.01.2008) | Автор: ГОУ НПО ПУ-55
Просмотров: 1913 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz