Воскресенье, 24.11.2024
Сетевая методическая копилка
Меню сайта
Категории каталога
Управленческая деятельность [8]
Воспитание [18]
Соцпартнёрство [5]
Общеобразовательные дисциплины [9]
история профобразования [0]
Спецдисциплины [9]
Копилка опыта [6]
Главная » Статьи » Общеобразовательные дисциплины

Эффективность использования нестандартных уроков в преподавании литературы

Эффективность использования нестандартных уроков

в преподавании литературы

 

Начать свои рассуждения мне хотелось бы словами А.Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно - воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

                    Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информации, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

                    Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно - ориентированное взаимодействие преподавателя с обучающимися.

                    Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.

                    Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро - и макросоциума.

                    Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В психолого - педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

1.     От учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

2.                                         От чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий.

С середины 70-х годов в отечественных учебных заведениях обнаружилась опасная тенденция снижения интереса обучающихся к занятиям. Отчуждение ребят от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса обучающихся к учебному труду. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнение педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс

педагогической мысли, правильный шаг в демократизации общеобразовательных учебных заведений, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором объединившихся учеников, не желающих и не умеющих серьёзно трудиться.

Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков, которые способствуют разнообразию учебного процесса, расширяют кругозор, развивают мышление, память, воображение, делают сложный материал более доступным. Основу гармонического развития личности составляет синтез интеллектуально-познавательной, эмоциональной и практической деятельности, но не только это. Мы часто недооцениваем в процессе обучения и индивидуального познания такие качества, как интуиция, воображение, способность к творчеству.

Неоценимую помощь в этом могут оказать нестандартные формы обучения, смысл применения которых я вижу не только в эффекте новизны, но и в повышении качества знаний обучающихся.

Преимущество нетрадиционных форм, на мой взгляд, состоит в повышении познавательной активности, интереса к знаниям, в развитии инициативы, в установках на творческую деятельность, постоянный поиск, в предупреждении утомления, создании комфортной среды обучения и воспитания, в создании, наконец, условий для формирования качеств, выражающихся в умении управлять своим эмоциональным состоянием., Обычные формы организации стандартных уроков имеют ограниченные возможности для изменения позиции обучающихся, поскольку он всегда находится в состоянии обучаемого. Нетрадиционные же, в одном случае, ставят его в позицию режиссёра, в другом - в позицию учителя, в третьем -сочинителя или художника и т.д. и чем разнообразней роли и занимаемая позиция, тем разностороннее развивается личность обучающегося, а его мыслительная деятельность приобретает гибкий, системный характер. Настоящий, в моём понимании урок - это драгоценные минуты непрерываемого поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения, обеспеченного тщательно продуманной со стороны учителя «технологией» урока, в основу которой положены - во-первых, востребованность у обучающихся предмета разговора-исследования и, во-вторых, сотворчество учителя и группы.

Урок литературы - это начало какого-то литературного маршрута, открытие какой-либо эстетической, нравственной, философской проблемы. И путей повышения интереса обучающихся к моему предмету множество:

   Это и уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известные в общественной практике как исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

   Это и уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: паломничество в места, связанные с жизнью и творчеством классиков, литературная прогулка, литературная гостиная, спектакли (например, постановка отрывка из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», посвящённую дню памяти поэта).

   Это и уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, бенефис, регламентированная дискуссия, телепередача. (Например, «Своя игра», которая проводится мною на первом курсе на этапе обобщения после изучения таких произведений, как «Обломов» И.А. Гончарова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

   Это и уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: учёный совет, следствие, дебаты в парламенте, суд.

(Например, на первом курсе большой интерес и высокую познавательную активность вызывает деловая игра «Встать! Суд идёт!» по пьесе А.Н. Островского «Гроза». Было очень интересно наблюдать за перевоплощением ребят. Я считаю, что очень важно, чтобы урок литературы не был оторван от насущных проблем обучающихся. И в итоге на данном уроке помимо подробного усвоения текста пьесы получился живой и в высшей степени заинтересованный разговор, благодаря которому обучающиеся познакомились с мировоззренческими установками друг друга, многие важные выводы для себя сделала и я.

При подготовке таких уроков я ориентируюсь на возрастные психологические особенности обучающихся, на их интерес к моральным свойствам личности, стремление дать оценку изображённому автором миру и героям, желание систематизировать впечатления от прочитанного, понимание произведения как единого целого и вместе с тем свойственной ряду обучающихся чрезмерной логизации в ущерб способности эмоционально воспринять текст.

Очень важно, что именно на таких уроках создаётся особая психологическая ситуация обучения - это ситуация успеха, которая ориентирует внимание учебной группы исключительно на положительные результаты и достижения обучающихся. Секрет прост: нет заданий не по силам (даже для слабых обучающихся), правильное их выполнение приветствуется и поощряется, а неудача хотя и не останется незамеченной, но не привлекает к себе общего внимания. Анализ моей педагогической деятельности показал, что наряду с традиционными уроками необходимо внедрять и нетрадиционные формы обучения.

Одним из направлений в работе с обучающимися является процесс оценивания. Без оценки невозможно прогнозировать дальнейшее движение обучающихся.

Главная задача проведения диагностики - стимулировать их к самостоятельному осмыслению и решению поставленных задач. На основании оценки проведённых мною исследований можно с уверенностью сказать, что внедрение нестандартных форм обучения положительно влияет на повышение уровня успеваемости обучающихся.

Нетрадиционное обучение - показатель социализации обучающихся, подготовка их для жизни в обществе, где взаимосвязаны потребности обучающихся, их способность и желание саморазвиваться. Свои рассуждения мне хотелось бы закончить словами Г. Лихтенберга: «То, что вы были вынуждены открыть сами, оставляет в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете воспользоваться, когда в этом возникнет необходимость».

Категория: Общеобразовательные дисциплины | Добавил: krirpo (15.01.2008)
Просмотров: 3185 | Рейтинг: 3.5/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz