Стимулирование мотивации творческого саморазвития обучающихся, как фактор повышения качества образования
Ужан О.Ю., преподаватель высшей квалификационной
категории профессионального училища №70,
аспирант кафедры общей педагогики КУЗГПА, г. Новокузнецк
В Профессиональном училище № 70, в связи с необходимостью быстрой адаптации к новым условиям и требованиям, связанным с модернизацией системы образования, основной задачей современной педагогической практики становится формирование творчески активной личности выпускника, ориентированной на участие в создании духовных и материальных общественных ценностей, соблюдение общечеловеческих норм гуманистической морали. Формирование потребности обучающихся в творческом саморазвитии – как в базисной программе жизни, определяющей ее качественные характеристики и перспективу творческого самосовершенствования, может стать одной из приоритетных целей обучения и воспитания.
Для осуществления программы стимулирования мотивации творческого саморазвития учащихся старших курсов, необходимо опираться на выявленные в результате опытно-экспериментальной работы наиболее значимые мотивы, стимулы и барьеры, влияющие на стадиальное становление мотивации творческого саморазвития (концепция Н.Ш. Чинкиной). Согласно предложенной концепции, стадиальность стимулирования мотивации творческого саморазвития личности должна осуществляться спиралеобразно: мотивация самопознания, затем мотивация самоопределения, мотивация самоуправления, мотивация самореализации и наивысший виток – мотивация самосовершенствования.
Как подтверждают результаты опытно-экспериментальной работы, наиболее сильное влияние оказывают стимулы мотивации обучающихся к самоорганизации и самоуправлению – влияние положительного общественного мнения, сложившееся в группе; стимулы мотивации творческой самореализации обучающихся – одобрение со стороны преподавателей за успехи в творческой учебно-производственной деятельности; объявление благодарности.
Наиболее сдерживающее влияние на мотивацию творческого саморазвития обучающихся в условиях начального профессионального образования оказывают следующие барьеры: отсутствие дружбы, взаимопонимания между одногруппниками, влияние отрицательного общественного мнения, сложившегося в группах об учащемся.
Опытно-экспериментальная проверка позволила выявить следующие системообразующие стимулы, которые оказывают наиболее значимое и широкомасштабное воздействие на подсистемы стадиальных процессов мотивации творческого саморазвития обучающихся ПУ №70:
· достижение лично значимых целей общения оказывает наиболее сильное стимулирующее влияние на мотивацию самопознания;
· достижение лично значимых целей учебного труда оказывает наиболее сильное стимулирующее влияние на мотивацию самопознания;
· положительное общественное мнение об учащемся оказывает наиболее сильное стимулирующее влияние на мотивацию самоуправления и самоорганизации;
· одобрение со стороны преподавателей и мастеров за успехи в творческой учебно-производственной деятельности оказывает наиболее сильное стимулирующее влияние на мотивацию творческой самореализации;
· объявление благодарности оказывает наиболее сильное стимулирующее влияние на мотивацию творческого самосовершенствования;
· творческая атмосфера в группе оказывает наиболее сильное стимулирующее влияние на мотивацию творческого самовыражения.
Эффективность стимулирующего потенциала используемых средств и приемов значительно возрастает при условии применения комплексного взаимодействия вышеперечисленных стимулов, что подтверждается результатами корреляционного анализа.
При проведении анализа, самоанализа, диагностики и прогнозирования педагогической системы стимулирования мотивации творческого саморазвития обучающихся в нашем учебном заведении, подтверждено, что наиболее приемлем не какой-либо универсальный метод, а комплекс методов и приемов. Только так можно получить разнообразную и достаточно достоверную аналитическую информацию.
Выявленные нами значимые мотивы, стимулы и барьеры творческого саморазвития обучающихся позволяют определить наиболее приемлемые методы и технологии стимулирования мотивации творческого саморазвития обучающихся в условиях начального профессионального образования.
|