ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Г.П.Разумейко преподаватель литературы и русского языка
ГОУ НПО ПУ № 8 г. Киселевск
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важных сферах его деятельности – в идеологической, политической, экономической, культурной.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать у них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
В девяностые годы двадцатого века в условиях кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности общеобразовательных учреждений по воспитанию подрастающего поколения патриотизма, гражданственности и воинского долга, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.
Для многих молодых людей понятие «Родина», «Отечество», «Государство», «Государственная власть» и «Закон» превратились в инструменты манипулирования сознания.
Однако события в Югославии, Дагестане, Чечне, Афганистане и других горячих точках планеты и нашего Отечества, непрекращающиеся локальные войны и терроризм актуализировали такие понятия, как «Самоотверженность», «Доблесть», «Воинский долг», «Героизм», «Мужество», «Подвиг», «Стойкость» и другие.
Патриотическое воспитание, являясь важнейшей функцией государства и общества, представляет собой систему деятельности по созданию условий для возрождения в российском народе преданности Отечеству гражданских качеств, готовности к выполнению гражданского и воинского долга. Понятие «патриотическое воспитание» и «военно-патриотическое воспитание» связаны между собой как целое и составная часть. Если патриотическое воспитание как совокупное целое призвано готовить учащихся к труду и обеспечению безопасности Родины, к выполнению гражданского долга, то военно-патриотическое воспитание имеет целью подготовку к вооруженной защите Отечества, к выполнению воинского долга.
Больший процент обучающихся в системе НПО – это юноши, которые в дальнейшем идут служить в ряды Российской армии. Поэтому очень важно с самого первого момента поступления подростка в профессиональное училище привлекать его к мероприятиям, связанным с военно-патриотическим воспитанием.
В нашем училище эта работа успешно выполняется под руководством заместителя директора по безопасности жизнедеятельности Козлова Валерия Григорьевича. Ежегодно под его руководством проводятся военно-полевые сборы. Регулярно в училище проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной и локальных войн, вечера памяти и литературно-музыкальные композиции, другие внеклассные мероприятия.
Я считаю, что одним из направлений патриотического воспитания является воспитание патриотизма на уроках литературы через изучение программных произведений.
Говоря о воспитании содержанием предмета мы предполагаем формирование определенных ценностных ориентаций личности – определенного отношения к каким-то очень значимым основополагающим ценностям, которые чрезвычайно актуальны как для современного российского общества, так и для всей современной цивилизации.
Сухомлинский говорил, что красота нравственных ценностей человека становится богатством души ребенка тогда, когда ее смысл раскрывается на ярких примерах, волнующих сердце.
«Учат слова, но увлекают примеры», - говорит латинская пословица. Пример яркой жизни, подвига во имя счастья человечества – это свет, озаряющий жизнь ребенка. С этой точки зрения трудно переоценить значение художественной литературы и ее преподавание. Когда от произведения к произведению учитель имеет возможность показать учащимся, что героическое – это не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народу, что готовность к этому, как и само героическое воспитывается не только окружающими, но и самой личностью.
Учитывая огромные возможности художественной литературы, учитель-словесник может вовлечь учеников в процесс самовоспитания на примере личности положительного героя, обнаруживая перед ним:
- из чего складывается процесс принятия человеком жизненной цели;
- в чем заключается самоанализу современного поступка и линии поведения;
- какое место в жизни имеет нравственный выбор;
- какую роль может сыграть нравственный образ, которому следует человек.
Задача учителя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, об его ответственности, за свое поведение.
Большой раздел литературы XX века посвящен произведениям о Великой Отечественной войне.
Именно эти произведения позволяют почувствовать и пробудить у учащихся гордость, восхищение и чувство национального достоинства. И, безусловно, воспитывают чувство патриотизма.
При изучении произведении о Великой Отечественной войне использовать на уроке разные методические средства: репродукции картин и фотографий с военной тематикой; экранизации художественных фильмов (киноурок) (см. фото № 1).
Тема патриотизма находит отклик в сердцах современных подростков. В апреле 2006 года на проходившей в ПУ № 8 региональной юношеской научно-практической конференции обучающаяся группы СМ-041 Свалова Юлия выступила с темой «Время делает героев». Свое выступление она посвятила повести Б.Быкова «В списках не значился». При подготовке к конференции она проделала огромную поисковую работу – искала защитников Брестской крепости в городе Киселевске, обращалась в военный комиссариат нашего города. Среди учащихся ПУ № 8 было проведено анкетирование, которое показало, насколько сформировано понятие патриотизма у наших учащихся.
Работу по патриотическому воспитанию в нашем училище планируется продолжать и в дальнейшем. С этой темой планируем выйти на областную научно-практическую конференцию.
Патриотизм – это нравственная основа государственности, воспитание любви к совей Родине, ее истории и традициям, уважительного отношения к нашим достижениям и подвигам, а также трезвой оценки просчетов и поражений.
Для всех очевидно, что воспитанный человеке не может не любить Родину. Можно утверждать, что тот, кто не любит Отчизну, не имеет корней, не нашел себя в этой жизни. Любовь к Родине цементирует общество, а ее разрушение равноценно разрушению иммунной системы нации.
|