Выполнение реальных дипломных работ – один из путей
творческой технической деятельности обучающихся
С. И. Лопатченко , старший мастер
ПУ № 55 г . Юрги,
Почетный работник НПО РФ
Одним из важнейших этапов улучшения качества производственного и теоретического обучения в ПУ № 55 г. Юрги является подготовка выпускной квалификационной работы и оформление письменной экзаменационной работы.
На предприятиях, где учащиеся проходят производственную практику, очень часто при проведении пробных квалификационных работ и установлении тарифного разряда обучающимся для них подбираются операционные, а не комплексные работы, без четко выраженных технологических требований. Это не лучший способ определить профессиональные знания, умения и навыки. Поэтому в нашем училище педагогическим советом было принято решение о том, что учащиеся выпускных групп должны представить на итоговую аттестацию реальную дипломную работу. Это первая большая самостоятельная работа учащегося-выпускника, направленная на решение конкретных задач в области совершенствования техники, технологии, повышения производительности труда, качества выпускаемой продукции, расширения технологических возможностей оборудования. К тому же это эффективный способ пополнить училище необходимым оборудованием., учебно-наглядными пособиями.
Работа педагогического коллектива училища по подготовке обучающихся к реальному дипломированию осуществляется под руководством старшего мастера. В течение учебного года, предшествующего выпуску обучающихся, он принимает от преподавателей, заведующих мастерскими и лабораториями заявки на изготовление учебно-наглядных пособий, приспособлений, оборудования, станков, механизмов.
По мере накопления заявок производится их систематизация по техническим и технологическим признакам изготовления, то есть определяется наличие у обучающихся и мастеров производственного обучения достаточной квалификации для производства работ, возможность выполнения заявленной номенклатуры на имеющейся учебно-производственной базе, обеспеченность необходимыми для изготовления изделий сырьем, материалами, покупными комплектующими. Работа по систематизации заявок заканчивается к началу нового учебного года.
В начале следующего учебного года для обучающихся III курса методическая комиссия утверждает тематику реальных работ и их исполнителей. При этом учитываются сложность работы, уровень профессиональных знаний, умений и навыков исполнителей, необходимость оказания обучающимся практической помощи в выполнении отдельных технологических операций мастерами производственного обучения и другими специалистами училища. Кроме этого, если изделие сложное, утверждаются составы творческих групп учащихся, обучающихся по различным профессиям: токарь, сварщик, электромонтер, слесарь и т.д.
После этого каждому обучающемуся-выпускнику выдается «Задание на выполнение реальной дипломной работы». Если изделие изготавливается группой обучающихся по различным профессиям, то каждый получает задание, связанное только с его профессией.
Для того, чтобы обучающиеся подготовили пояснительные записки по своим реальным работам, в учебные планы за счет регионального компонента введен курс «Подготовка реальных дипломных работ». На занятиях по этому курсу разрабатываются графические схемы изделий, выполняются эскизы отдельных деталей и узлов, разрабатываются принципиальные электрические схемы, оформляются в черновом варианте пояснительные записки.
К изготовлению деталей, сборке узлов и механизмов обучающиеся выпускных групп приступают во втором полугодии учебного года. Эти работы выполняются в период производственного обучения и производственной практики на предприятиях города. По договоренности с руководством предприятий обучающийся может изготавливать детали или узлы своей дипломной работы на предприятии или приходить в соответствии с расписанием занятий в мастерские училища и делать работу в них.
Наш опыт показывает, что на этапе практического выполнения задания у некоторых выпускников возникают приступы неверия в свои силы. Особенно это заметно, когда работа близка к завершению, идут испытания изделия, устранение замечаний, выявленных в процессе испытаний. Поэтому очень важно, чтобы в этот момент мастер производственного обучения смог поддержать учащегося при неудаче, похвалить за достигнутый успех.
Сдача государственного квалификационного экзамена является завершающим этапом обучения молодого рабочего. При защите своей реальной дипломной работы выпускник не только рассказывает о технических и технологических возможностях изготовленного изделия, но и демонстрирует его работу.
Лучшие работы выпускников представляются на технические выставки различного уровня. Только за последний год на государственные выпускные квалификационные экзамены было представлено 41 изделие.
Отмечу, что успех в такой возможен только в том случае, если она проводится систематически, постоянно, стала осознанной необходимостью педагогического коллектива.