Л. С. Иванова, преподаватель психологии Анжеро-Судженского педагогического колледжа
Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста, в первую очередь, предусматривает развитие у студентов педагогического колледжа аналитических, проектировочных и конструктивных умений как «пускового» компонента выполнения профессиональных обязанностей.
Новые возможности в решении этой задачи открывает учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум», ориентированная государственным образовательным стандартом на развитие креативных способностей. При этом творческие способности являются психологическим механизмом проявления профессионально востребованных умений.
Практика обучения показывает, что осознание целевых направлений учебной дисциплины обязательно должно произойти на начале изучения. Принимая данную необходимость, мы особое внимание уделяем организации проведения первого занятия. Поэтому «урок - введение» строится на подключении творческой инициативы и активизации креативных способностей студентов. Ключевыми моментами первого занятия становятся вопросы проблемного поиска:
- что изучает данная учебная дисциплина?
- в чем профессиональная необходимость ее изучения?
- каков механизм ее изучения? (как она изучается?).
К началу изучения дисциплины у многих студентов уже складывается
профессиональный стереотип педагогических действий. Это происходит благодаря личному (школьному), реже практическому, опыту. Ломка профессионального стереотипа предполагает осознание понимания взаимосвязи стартовых умений, формирующихся на занятиях психолого-педагогического практикума.
Эту взаимосвязь мы определяем схематично:
А → П → К = что имеем? + чего хотим? + как это сделать?
Где:
А = аналитические умения;
П = проектировочные умения;
К = конструктивные умения.
На первом же занятии в ходе интерактивного общения идет «погружение» в процесс апробации аналитических умений с творческим подходом к выбору педагогических действий. Студенты объединяются в подгруппы, им предлагаются нетрадиционные виды уроков в школе, педагогические ситуации со школьниками и дошкольниками. Например, урок в школе Лос-Анджелеса, урок в Вальдорфской школе или экстремальные педагогические ситуации: «на перемене», «утро в детском саду», «в школьной столовой», «к воспитателю за помощью» и т. д.
Такие задания активизируют творческий поиск и вводят студентов в ситуацию аналитического действия. Этому способствуют вопросы, которые предлагаются студентам, например:
- в чем педагогическая целесообразность (нецелесообразность) действий педагога на данном уроке?;
- если бы урок проводила я – защита собственной педагогической позиции;
- что делать, как погасить конфликт?;
- ваши педагогические действия? и т.д.
Следует отметить то, что независимо от желания студентов, они, отвечая
на вопрос, вынуждены прибегнуть к профессиональной аргументации действий, которая невозможна без психолого-педагогического анализа. Оказываясь в ситуации проблемного поиска, где преподаватель (это оговаривается заранее) сторона оппонирующая, студенты в групповом сотворчестве пытаются прийти к правильной и полной аргументации своих действий. Как правило, с первого раза это не удается почти никому, но зато происходит не только логико-абстрагированное, но и действенно-практическое понимание необходимости развития аналитических, проектировочных и конструктивных умений – фундамента профессиональной квалификации. На наш взгляд, это можно назвать «личностным прочувствованием» профессионального смысла данной учебной дисциплины и пониманием необходимости творческой мотивации.
Творческий поиск в проектировании и конструировании педагогических действий является обязательным условием на занятиях психолого-педагогического практикума.
Практика подтверждает, что студенты не активизирующие свой творческий потенциал, оказываются в ситуации репродуктивных действий. На занятиях психолого-педагогического практикума, путем аналитического осмысления, студенты сами приходят к выводу, что при решении многих практических ситуаций заимствованные действия оказываются бессмысленными и такой выбор действия (ответная «профессиональная» реакция) может называться как угодно, но только не педагогическим действием, т.к. в любом педагогическом шаге должна быть четкая корректировка цели с последующим ответом на вопрос: «Как это сделать?»
Занятия психолого-педагогического практикума дают возможность масштабного проявления творческих способностей:
- в аналитическом предположении (решение педагогических ситуаций -действия педагога);
- в педагогическом предвидении ( постановка логически взаимосвязанных целей и задач);
- в творческой переработке вариантов занятий, уроков, педагогических действий;
- в обосновании педагогического выбора – защита целесообразности педагогического действия;
- в дискуссионным обсуждении ситуаций из личного (практического) опыта - совместный поиск;
- в разработке планов, конспектов, сценариев по предложенным целевым установкам и т.д.
Дидактическое оснащение занятий предполагает использование не
только психолого-педагогических задач из методических пособий, наблюдений на педагогической практике, видеоматериалов, но и придуманных самими студентами «педагогических зарисовок», как проявление творческой инициативы.
На наш взгляд, элементы игровой технологии, также способствуют активизации творчества и стремления к профессиональной самореализации. Например, ситуации аналитического поиска:
- «Как стать педагогом?» (аналогия игры как стать миллионером), где создаются ситуации: аналитического выбора, помощи группы, участие друга;
- «слабое звено» - задания, направленные на закрепление аналитических действий, педагогических приемов, постановку целей;
- «что, зачем и как?» (аналогия игры «что, где, когда?). При этом задания идут от подгрупп, творчески создающих сложные ситуации, где в дискуссионном споре, «команды знатоков» и «практиков», роль третейского судьи занимает преподаватель.
Сложившийся опыт преподавания данной учебной дисциплины приводит
нас к выводу, что формирование профессиональных умений не должно стать самоцелью данной дисциплины, т.к. нет реальной суммы умений, дающих возможность правильного педагогического действия в любой ситуации.
Гораздо важнее, на наш взгляд, сформировать у студентов понимание основного рычага конструктивности этих умений – это «подключение себя».
Только при подключении себя, во всем объеме творческой переработки полученных знаний, опробованых умений и суммации разнообразных способностей, возможен процесс профессиональных действий в рамках субъект - субъективных отношений, т.к. нельзя рассматривать ребенка как объект деятельности, а умения как способы воздействия на объект.
Студенты изначально должны понимать, что человек не машина, создаваемая по определенной технологии, тем более что современные тенденции образования связаны с личностно-ориентированной педагогикой и требуют обязательного индивидуально-творческого подхода к взаимодействию с ребенком.
Изучение психолого-педагогического практикума приводит к убеждению о возможности реализации задач профессионального самопознания и саморазвития. Ведь если подходить к определению профессиональной компетентности как совокупности индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности ребенка, то без активизации рефлексивности и процесса саморазвития педагогическая готовность не может рассматриваться как профессиональная.
Следовательно, аналитические, проектировочные и конструктивные умения должны найти применения в процессе саморазвития каждого студента, и на это также направлены ряд занятий психолого-педагогического практикума. На них студенты сталкиваются с ситуацией выбора, требующей особой тормозящей реакции привычных человеческих чувств: негодования, возмущения, обиды и т. д. В результате возникает необходимость особой рефлексивности, когда студент «конструирует» себя, перестраивает свои отношения, позиции с просто личностных на профессиональные, становится способным оценивать намеченное действие с точки зрения перспективы успеха, контролировать действия с учетом профессиональных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и для других.
Подчеркну, что занятия психолого-педагогического практикума кроме системы формирования профессиональных умений, объективно способствуют созданию условий демонстрации базового, оптимального, последовательного и творческого уровня профессиональной готовности через стимуляцию аналитико-креативных способностей студентов