БЫТЬ СТОЛЯРОМ – ЭТО АКТУАЛЬНО
М.С.Агеева преподаватель специальных дисциплин строительных профессий
ГОУ НПО ПУ № 8 г. Киселевск
На современном рынке труда необходимы рабочие – профессионалы высшей квалификации. Считаю, что наличие творческого потенциала у рабочих строительных специальностей необходимо развивать в стенах профессионального училища. Творческое мышление направлено на поиск новых, более эффективных решений поставленных задач.
Перечислим цели, способствующие формированию творческого мышления обучающихся:
· с помощью заданий научить находить и использовать неявные свойства объектов для достижения определённых целей;
· научить видеть корень проблемы, осознавать те или иные существующие противоречия и парадоксы в обычных, казалось бы, явлениях;
· сформировать и развить основные операции мышления;
· научить выдвигать идеи и проверять их истинность на практике;
· научить, не только выдвигать идеи, но и развить умение тщательно и детально разрабатывать их.
Развитие личности с творческим мышлением, на мой взгляд, способствует проведению нетрадиционных форм обучения.
Рассматривая нетрадиционный урок, как урок инновационного типа В.А.Андреев даёт ему следующую характеристику: «Инновационный урок – это такой урок, который имеет нечто новое, оригинальное, творчески привнесённое учителем изменение цели, содержание, методы, средства или даже в саму форму организации занятий». Форм проведения нетрадиционных уроков достаточно много (интегрированный урок, пресс-конференция, урок-аукцион, уроки деловой игры и т.д.).
Нетрадиционный урок в комплексе решает обучающие, развивающие и воспитывающие задачи, характеризуется особой доверительной атмосферой между участниками учебного процесса, сотворчеством, соучастием преподавателя и обучающихся в планировании, проведении и анализе урока, создающими максимально благоприятные условия для превращения обучающихся в творчески активных субъектов учебного процесса.
Важной особенностью нетрадиционных уроков является то, что они в большей мере, чем традиционный урок, предполагают использование групповых форм работы.
Даже яркому, творчески одарённому обучающемуся полезно увидеть, как могут выполнять эти же задания другие члены группы. Это расширяет его кругозор, обогащает творческий арсенал и позволяет более широко и гибко подходить к решению заданий.
Проанализируем конкретный урок.
Урок – деловая игра с использованием групповой работы проводился в группах мастеров столярно-плотничных работ по предмету «Строительное черчение» на тему «Архитектурно-строительные чертежи». Методическая цель данного урока – научить, не только выдвигать идеи, но и развить умение тщательно и детально разрабатывать их, то есть активизировать творческое мышление учащихся. Игра имитирует работу Международного архитектурного объединения (МАО). Группа делится на несколько архитектурных бюро, каждая получает индивидуальный заказ. В архитектурные бюро входят следующие специалисты: ведущий архитектор, маркетолог, архитекторы I и II категории. С их обязанностями Вы можете ознакомиться в приложении к разработке урока. Распределение должностей проводилось предварительно с участием педагога и основывалось на сенсорных возможностях и психологической особенности личности каждого учащегося. Цель игры – разработать проект коттеджа (вычертить план, разрез, фасад здания, его общий вид, составить спецификацию материалов) и защитить его перед заказчиком, не забывая при этом о его высокие требования к объекту.
В процессе проведения урока обучающиеся:
· выдвигали большое количество идей, в групповом общении выявляли среди них оригинальные;
· отметили, что идеи, высказанные не в самом начале творческого процесса, а несколько позже, являлись более ценными в творческом плане;
· в проектах использовали стандартные объекты в нестандартных целях;
· подробно разрабатывали планы, оригинально оформляли фасады;
· проектом предусматривали все мелочи, которые для заказчика считались важными.
Анализируя урок, приходишь к выводу, что совместная деятельность способствует формированию положительной мотивации учения, развитию чувства долга и ответственности, высокой творческой активности и как итог: высокий процент усвояемости полученных знаний.
Так урок – интеллектуальная игра на тему: «Монтаж деревянных домов» вызвали у учащихся особый интерес к своей профессии, гордость за её глубоко уходящие в историю корни. Учащимися была исследована всевозможная литература по истории профессии, проведены беседы со специалистами в этой области. Ситуация поиска и обработки информации из разных источников, предполагала активную позицию учащегося, и имела важное значение для повышения эффективности его учебной деятельности и формированию творческого мышления. Урок прошёл, а проблема истории рубки стен «в чашу» на этом не закончилась. Изучив историю, учащиеся стали искать применение этой технологии в настоящее время. Ими был разработан проект по производству оцилиндрованного бревна с зарезкой «В чашу» на современном оборудовании. В данном случае традиционную функцию преподавателя по систематизации знаний выполняют уже сами учащиеся, становясь, таким образом, субъектами собственного образования.
Подведём итог, путям активизации творческого мышления способствуют:
· формирование и развитие операций мышления;
· умение выдвигать идеи и проверять их истинность на практике;
· рождение оригинальных идей;
· целеустремлённость;
· формирование способности к самовыражению.
Полезно знать, что рождению творческих идей часто мешают как критика со стороны окружающих, так и чрезмерная самокритика. Когда идея рождается, её очень легко раскритиковать, она ещё сырая, кажется глупой, непрактичной и даже сумасшедшей, хотя при дальнейшем рассмотрении и доработке эта же идея может оказаться весьма продуктивной или послужить отправной точкой для других идей. Все мы обычно опасаемся критики и неодобрения. Поэтому поощряйте все идеи, которые выдвигаются.
Результатами проведённой работы считаю следующие показатели:
· по итогам олимпиады по черчению учащаяся группы МО-041 по профессии «Мастер общестроительных работ» Амбурцева Татьяна заняла второе место по югу Кузбасса;
· победителями областного конкурса «Фестиваль технического творчества» стали учащиеся группы МС-031 Долбин Георгий и Львов Павел (см. фото № 1);
· Долбин Георгий завоевал гран-при на областном конкурсе «Профессиональный потенциал Кузбасса» в номинации «Строительство». Макет коттеджа, выполненный по технологии «рубка стен «в чашу», покорил жюри конкурса (см. фото № 2,3);
· ежегодно обучающиеся строительных специальностей принимают участие в региональных научно-практических конференциях «Шаг в XXI век»;
· составлена элективная программа «Применение современных материалов и новейших технологий в столярно-плотничных работах».
Современные выпускники меня радуют. Многие идут работать по специальности, понимая, что их профессия актуальна в наше время. Мы даем обучающимся информацию о работе с сайдингом, краспаном, пластиковыми окнами, пластиковыми панелями, с технологиями, востребованными на строительном рынке.
Профессия «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ» ранее считалась не престижной. А в настоящее время престиж профессии поднялся достаточно высоко. Если раньше в группы набирали всех подряд, даже тех, у кого было по 5 – 7 классов за плечами, то сейчас мы готовим лицейскую профессию «наладчик деревообрабатывающего оборудования». К нам идут с удовольствием. Даже обучающиеся других отделений часто желают получить дополнительно нашу профессию. Я считаю, любой мужчина должен уметь работать руками, строить.
Наши выпускники трудятся на многих частных столярных предприятиях, занимающихся установкой пластиковых окон. Ребят приглашают на работу даже новокузнецкие строительные фирмы. Та что, выбирая профессию «столяра-строителя» можно быть уверенного в своем будущем.