Литературное развитие студентов через реализацию активных методов
с использованием личностного подхода в обучении
В контексте новой парадигмы образования явно прослеживается возрастающее значение самостоятельной работы студентов. Знаменитый немецкий педагог А. Дистерверг писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью… Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».
Проблема повышения эффективности самостоятельной работы не нова. Ее различные аспекты исследовались Б.П. Есиповым, М.А. Даниловым, А.В. Усовой, М.Н. Скаткиным, И.Я. Лернером, Т.И. Пидкасистым, В.И. Андреевым, М.И. Махмутовым и др.
Аналитический обзор педагогической и методической литературы позволил определить основные условия организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания литературы и разработать систему задач, которые являются наиболее значимыми для студентов в профессиональном и личностном плане. Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование позитивной Я - концепции. Что для этого необходимо? Прежде всего, видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;
создавать ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;
исключить прямое принуждение, акценты на отставание и другие недостатки, понимать причины незнания;
предоставлять возможности и помогать личности реализовывать себя в положительной деятельности.
Литература как учебная дисциплина способствует развитию ключевых компетенций, т.к. художественные произведения воздействуют на широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, нравственное поведение в обществе, коллективе, семье, на эстетическое и художественное развитие, - по существу, на формирование всей личности человека. Развивая ценностно-смысловую, общекультурную, информационную, учебно-познавательную, коммуникативную, компетенции, мы развиваем следующие качества: когнитивные, креативные, оргдеятельностные, коммуникативные, мировоззренческие, определяющие эмоционально – ценностные установки студента, способность к самосознанию, к толерантности, связанные с необходимостью взаимодействовать с людьми, с умением ставить цель, давать самооценку.
От теории развития и формирования личности до конструирования занятий, которые способны решать соответствующие задачи, путь непростой: необходимы дополнительное осмысление теоретических вопросов и проработка параметров занятия с позиции осуществления личностного подхода.
Каковы основные условия развития интереса к изучению?
На наш взгляд, это, прежде всего, организация обучения, при которой студент вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера;
- понимание студентом важности изучения данного материала;
- обучение должно быть трудным, но посильным;
- интересно работать, когда твой труд оценивают, проверяют.
К активным методам самостоятельной работы на уроках литературы, при использовании которых максимально учитывается и реализуется личностный подход, относятся, прежде всего, проблемные методы. Это методы, основанные на создании проблемных ситуации, активной познавательной деятельности студентов, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, что требует анализа, умения видеть за отдельными факторами явление, процесс, закономерность.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах обучения. Преподаватель использует следующие методические приемы:
- подводит студентов к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает делать сравнения, обобщения, сопоставлять факты, формулировать выводы.
Система работы с опорными конспектами, начатая педагогом В.Д. Шаталовым в 90-е годы, развивает познавательную самостоятельность, уверенность в своих способностях, силах, самоутверждение и самореализацию личности.
Приемы работы с опорными конспектами:
- самостоятельное составление ОК;
- составление связного рассказа по ОК;
- фронтальная беседа для проверки усвоения основных положений темы;
- логический брифинг: определение литературоведческих терминов;
- организация парной работы по алгоритму.
Необходимо создавать условия для отработки студентами понятийного аппарата терминологического словаря на основе использования опорных сигналов, логических схем, модулей. Например, составьте глоссарий, тезаурус, тезаурусное поле ответа по теме «Литературный авангард начала
20 в.».
Ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса и как форму деятельности студентов, где они выступают в роли журналиста, писателя, критика.
Виды ролевых игр разнообразны:
- пресс – конференция;
- судебное заседание;
- презентация журнала, художественного произведения;
- экскурсия в музей.
Цель занятий по литературе – организовать самостоятельную, творческую читательскую деятельность, содержанием которой являлось бы полноценное освоение текста художественного произведения.
Арсенал приемов работы над литературным произведением разнообразен: сопоставление текста с произведениями другого вида искусства (живопись, музыка, кино, театр), устное словесное рисование, инсценирование, минансценирование, составление киносценария, литературной композиции, разнообразные виды пересказа. Литературное творчество – один из способов самовыражения личности.
Данный метод творческого чтения способствует развитию художественного восприятия, углублению непосредственных впечатлений от прочитанного, пробуждению эмоций студентов на художественный текст.
Эвристический метод, реализуемый в форме эстетической беседы или заданий для самостоятельной работы, углубляя непосредственное восприятие, преследует другую цель: учит анализу текста, применений необходимых знаний по образцу.
При исследовательском методе (осуществляемом в таких приемах работы, как сопоставление героев литературных произведений, сравнение различных видов искусств, рецензирование, аннотирование книг, спектаклей, кинофильмов, подготовка выступления), позволяющем усилить долю самостоятельности студентов, наша цель – подготовить к самостоятельному изучению художественного произведения, формирование умения самостоятельной оценки.
Излагающий метод (лекция, например) не лишает студентов самостоятельности, если идет проблемное изложение, когда студентам предлагается составить план лекции, увидеть приемы анализа текста, формы и последовательность доказательств, способы обобщения знаний и т.д.
Помня о необходимости усложнения характера самостоятельной деятельности студентов, можно опереться на классификацию типов самостоятельной работы, предложенную П.П. Пидкасистым.
Грамотно руководя самостоятельной работой студентов на всех этапах работы с художественным произведением, наращивая степень ее сложности, преподаватель формирует думающего, квалифицированного читателя, который, накопив опыт самостоятельного анализа произведения, оказавшись наедине с новой книгой, сумеет разобраться в ее идейно – художественном своеобразии, увидеть авторскую оценку изображаемого и высказывать аргументированное суждение о прочитанном.
Использование современных педагогических технологий в организации самостоятельной работы студентов позволяет отойти от традиционализма: студент становится субъектом обучения, а преподаватель – партнером, сотрудником, консультантом. Студент несет ответственность за полученные результаты своей деятельности, преподаватель помогает оценить – полученные результаты и выявить способы совершенствования своей деятельности.
Урок литературы сегодня – это организация читательского труда студентов, труда творческого, имеющего цель развития их способностей к воспроизведению и оценке прочитанного.
|