Воскресенье, 24.11.2024
Сетевая методическая копилка
Меню сайта
Категории каталога
Управленческая деятельность [8]
Воспитание [18]
Соцпартнёрство [5]
Общеобразовательные дисциплины [9]
история профобразования [0]
Спецдисциплины [9]
Копилка опыта [6]
Главная » Статьи » Копилка опыта

Критическое мышление и эффективность усвоения учебного материала

Критическое мышление и эффективность усвоения учебного материала

                                         

На течение и результаты дидактического процесса оказывает влияние огромное количество различных причин. В современной педагогической терминологии их принято называть факторами. Однако, на наш взгляд, «причина» и «фактор» не являются синонимичными терминами.

Чтобы определить понятие фактора, его важность, необходимо выделить общую основу для сравнения всех причин. По мнению И.П. Подласого, в процессе обучения этой основой является продуктивность дидактического процесса, представляющая собой результативность, успешность обучения, и выражающаяся в изменении (приращении) обученности и интеллектуальном развитии учащихся как продуктах данного процесса. С этим понятием и необходимо связывать факторы, которые в этом случае будут выступать как продуктообразующие, продуктогенные (от лат. ген – «рождающий»). Продуктивность дидактического процесса целиком и полностью зависит от конкретных причин, от того, как и какие факторы взаимодействуют  в процессе обучения.

В психолого-педагогической литературе продуктогенные причины называют «факторами», «действиями», «влияниями», «переменными», «параметрами», «функциональными единицами», «показателями» и т.д.

Мы будем рассматривать продуктогенную причину как элементарную, обязательно отдельную причину, «переменную дидактического процесса», дальнейшее разделение которой на более мелкие части приведет к потере ее смысла. Тогда фактор следует определить как значительную причину, состоящую как минимум из двух продуктогенных причин одной группы.

Объединение нескольких единичных факторов образует общий фактор, который может включать в себя несколько продуктогенных причин и дидактических факторов. Общие и единичные факторы в сочетании с продуктогенными причинами образуют комплексные дидактические факторы, которые в свою очередь объединяются в генеральные факторы, сводящие воедино все продуктогенные причины, единичные, общие и комплексные факторы, распределенные предварительно по указанным уровням. Существуют еще специфические факторы, которые по той или иной причине нельзя свести ни к одной продуктогенной причине.

Продуктогенные причины, единичные, общие, комплексные и генеральные факторы одновременно и во взаимодействии влияют на продуктивность дидактического процесса, основной задачей которого является интеллектуальное развитие учащихся. Чтобы эта задача была успешно решена, необходимо качественное описание всех причин и выделение основных, от которых в первую очередь зависит достижение целей обучения.

Генеральными факторами, влияющими на продуктивность современного дидактического процесса, являются: 1) учебный материал; 2) организационно-педагогическое влияние; 3) обучаемость учащихся; 4) время [1, 335].

В нашем исследовании увеличение продуктивности дидактического процесса основано на повышении уровня обучаемости студентов. На него, в свою очередь, влияют два комплексных фактора: обучаемость на занятиях и обучаемость в процессе самоподготовки, самообучения. Указанные комплексные факторы содержат одинаковый общий фактор – особенности  мышления учащихся.

В отечественной психологии мышление рассматривается как высший познавательный процесс, представляющий собой активную форму отражения и преобразования действительности, в основе которого лежит аналитико-синтетическая деятельность, и результатом которого является получение новых знаний (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, И.А. Зимняя, Р.С. Немов).

Одним из видов мышления выступает критическое мышление (КМ) и, если мышление есть взаимодействие, в основе которого лежит деятельность, то критическое мышление направлено на мышление, на деятельность, на определенный социальный феномен. Если результатом мышления является мысль/идея или понятие, то результат критического мышления представлен «в форме действия, отношения, ориентации, установки» [3, 9].

Таким образом, критическое мышление является дидактическим фактором, оказывающим влияние на обучаемость учащихся в целом,  как на занятиях, так и в процессе их самостоятельной работы.

Обучаемость в свою очередь представляет собой совокупность способности (пригодности) студентов  к учению и эффективности усвоения ими учебного материала, характеризующей возможность достижения запланированных результатов обучения в установленное время [1, 348].

Следовательно, эффективность усвоения учебного материала определяет результативность образовательного процесса и рассматривается нами как степень достижения заданных целей педагогической деятельности с учетом оптимальных (необходимых и достаточных) затрат усилий, средств и времени на ее реализацию.

Основными элементами эффективности усвоения учебного материала являются:

        умения успешно встраивать новую информацию в систему знаний личности;

        навыки интеллектуальной мобильности (готовности к переменам), позволяющей проанализировать информацию с точки зрения ее структуры, внутренних связей, смысловой значимости и, исходя из этого, синтезировать новое знание, представленное в неявной форме, т.е. проникнуть в глубины, понять то, что не лежит на поверхности;

        навыки применения информации в различных ситуациях;

        умения интегрировать новую информацию внутри системы знаний личности.

Формирование и развитие указанных качеств, способствующих повышению эффективности усвоения учебного материала, можно осуществлять на основе развития критического мышления, т.к. три последних уровня таксономии Б. Блума – анализ, синтез и оценка – составляющие суть перечисленных умений и навыков, относятся к критическому мышлению, как к мышлению более высокого порядка (Higher-Order Thinking) [2, 96].

Таким образом, критическое мышление выступает как фактор повышения эффективности усвоения учебного материала, отражающей оптимальную степень достижения запланированных педагогических целей и являющейся элементом обучаемости учащихся

Таблица 1

Определение критического мышления через дидактические факторы и продуктогенные причины

Генеральный фактор

обучаемость учащихся как совокупность пригодности к учению и эффективности усвоения учебного материала

Комплексные факторы

обучаемость на занятиях

обучаемость в процессе самоподготовки, самообучения

Общий фактор

особенности мышления учащихся при изучении учебного материала

Единичный фактор

критическое мышление (КМ)

Факторы и продуктогенные причины

КМ

как вид мышле-

ния:  непроиз-

вольное, целена-

правленное

КМ как личностное свойство подразумевает наличие следующих личностных качеств: толерантность, эмпатия, внимательность, корректность, стремление к диалогу, готовность воспринять чужую точку зрения и доказательно отстаивать свою,

основные компоненты КМ:

1) когнитивный (обобщенные знания, знания в области профессиональной деятельности индивида, знания о КМ);

 

характеристики КМ: 

 - организованность (отражает глубину и вариативность мышления, способствующую разворачиванию мышления в различных направлениях и сравнению этих направлений между собой.

основные

функции КМ:

наблюдение и анализ, оценка, стимулирование

 

 

 

Продолжение табл. 1

Факторы и продуктогенные причины

 

готовность идти на компромисс, компетентность в сфере обсуждения

2) личностный (интеллектуальные умения и навыки, склонность к критическому мышлению, эмоциональность);

3) коммуникативный самостоятельность, навыки групповой деятельности, терпимость, независимость от мнения большинства, мнения авторитетов, способность воспринять чужую точку зрения,

Критическое мышление осуществляет анализ самого мышления, поставленной цели, альтернатив решения проблем и самого изучаемого явления в целом [4, 50];

 - сосредоточенность (отражает направленность умственной деятельности, необходимость рассматривать ситуацию в целом, оценить организованность процесса мышления, целеустремленность критически мыслящего индивида);

 

 

 

 

Продолжение табл. 1

Факторы и продуктогенные причины

 

 

готовность к поиску компромиссных решений);

4) рефлексивный (самонаблюдение, самоанализ, самокритичность, готовность к исправлению ошибок)

- обоснованность (отражает уместность критики, причины ее возникновения, аргументированность приводимых доводов, доказательную базу);

 - логичность (это точность, согласованность и аргументированность не только конечного продукта решения проблемы, но и самого процесса мышления)

 

 
Категория: Копилка опыта | Добавил: krirpo (25.01.2008) | Автор: Бердникова И.А.
Просмотров: 4266 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 7
7 AnnextCatreno  
0
[color=color_url - Водонепроницаемая экшен-камера. Совсем новая, компактная и в своём роде уникальная http://www.centroline.ru видеокамера[color=color_url - чтобы экстремальных видов спорта и активного отдыха.Она представляет собой мини-камеру, которая позволят вам посылать записанное фото и видео прямо для принадлежащий айфон, смартфон или планшетный компьютер, а также позволяет смотреть в режиме реального времени по каналу беспроводной связи Wi-Fi.

6 Napdoopay  
0
Попробую объяснить в двух словах.
Каждый из нас не неднократно сталкивался с ситуацией,
когда обязаны заново инсталлировать Windows.
Уверен, что для всех это положение неприятна,потому-что:
- инсталляция занимает примерно 2 часа;
- потом установки Windows
надо инсталлировать кучу
программ, которые используются на компьютере.
Так вот, чтобы избежать этих ненужных моментов
помогает создание образа системного диска.
Как мы будем делать образ диска?
С помощью программы http://noutboom.ru - Acronics True Image.

5 TaiddilethatT  
0
Вот предлагаю добросовестную транспортную компанию в Тверской области для организации
пассажирских автобусных перевозок
по СНГ. Возможна аренда транспорта. Рекомендую транспортную организацию - ТверьТурСервис.
Информация о фирме на сайте http://tverturservis.ru а также по телефону: 8 (910) 843-03-30

4 TaiddilethatT  
0
Вот нашел порядочную транспортную компанию в Твери для организации
пассажирских автобусных перевозок по России. Возможна аренда транспорта. Советую транспортную организацию - ТверьТурСервис.
Информация о организации на сайте http://tverturservis.ru а также по телефону: 8 (910) 843-03-30

3 Napdoopay  
0
Попробую объяснить в двух словах.
Каждый из нас не еднократно сталкивался с ситуацией,
когда приходится заново инсталлировать Windows.
Уверен, что для всех это ситуация неприятна тем,
что:
- инсталляция занимает почти 2 часа;
- затем установки Windows
надо инсталлировать кучу
программ, которые используются на компьютере.
Так вот, чтобы избежать этих ненужных моментов
помогает создание образа системного диска.
Как мы будем делать образ диска?
С помощью программы http://noutboom.ru/note/index.php?SECTION_ID=2 - True Image.

2 joingegligh  
0
ТверьТурСервис - транспортная компания.
У нас Вы сможете заказать любой тур или экскурсию по городам России, Золотому Кольцу, Москве, Подмосковью, Санкт-Петербургу.
Осуществите заказ автобуса или микроавтобуса в Москве для вашей экскурсионной группы. Пожалуйста, свяжитесь с нашим менеджером
по телефону , 8-910- 843-03-30. 8-905-604-03-30, факс 4822522590 и мы подберём Вам нужный вариант.
info@tverturservis.ru , ждем Вас на нашем сайте http://tverturservis.ru/

1 escosyday  
0
Финансовая группа "Зеленая карта" - Деньги, Земли, Страны, Зеленая карта
Оферта: оффициал, оффшоры, хранение
Условия: акцепт, эстоппель http://green-carts.ru
+7 916 858-6805, +7 951 653-8971, info@green-carts.ru

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz